Перейти к основному содержанию
В Армении приняты программы по поддержке населения и бизнеса

В Армении приняты программы по поддержке населения и бизнеса

Принятые правительством Армении меры по преодолению негативных социальных последствий пандемии коронавируса являются недостаточными, считает политолог Армен Гукасян.

Политолог проанализировал, насколько эффективны меры правительства

«Большинство экспертов и наблюдателей сходятся во мнении, что пандемия коронавируса представляет собой качественно новый вызов для современной человеческой цивилизации, который проверит на эффективность не только сферу здравоохранения в разных странах, но и их системы государственного управления, экономического развития и социального обеспечения. В этом отношении Армения не является исключением»,

– говорится в статье, опубликованной на сайте Научного общества кавказоведов (НОК).

В Армении приняты программы по поддержке населения и бизнеса. Политолог проанализировал, насколько эффективны меры правительства

В связи с введённым режимом чрезвычайного положения экономика Армении, которая и до того не была богатой страной, полностью остановилась. Самый большой удар пришёлся по социально незащищённым слоям населения. Однако правительство разработало комплекс мер для поддержки и бизнеса, и населения, решив выделить на это 300 миллионов долларов.

Автор статьи Арман Гукасян, председатель партии «Во имя социальной справедливости», проанализировал принятый правительством комплекс мер с точки зрения эффективности.

Весь комплекс состоит из нескольких программ, первая из которых предлагает предприятиям взять кредиты на льготных условиях для того, чтобы этими деньгами платить зарплаты во время кризиса. Уже сегодня понятно, что желающих взять такой кредит практически нет, отмечает автор. Если у предприятия остановлена деятельность и нет выручки, то логичнее отправить работников в отпуск без содержания или просто уволить, ведь кредит, хоть и на льготных условиях, нужно будет отдавать.

Вторая и третья программы комплекса мер также предполагают выдачу кредитов – для фермеров и предпринимателей. Однако большинство и тех, и других уже набрали кредитов, а некоторые успели попасть даже в чёрный список неплательщиков. В итоге воспользоваться этой услугой смогли единицы.

Ещё три программы (четвёртая, шестая и седьмая) подразумевают адресную социальную поддержку: семьям с детьми, беременным женщинам, мужья которых потеряли работу, просто потерявшим работу. Помощь эта единовременная и составляет от $140 до $200. Понятно, что помощь небольшая, но зато реальная – её уже получили около 15 тысяч человек.

Однако, отмечает Гукасян, проблема в том, что тысячи работников  были не уволены, а отправлены в неоплачиваемые отпуска, они не считаются потерявшими работу, следовательно, помощь им не положена.

Также правительство пообещало, что найдёт средства на то, чтобы помочь семьям, которые уже и так получают социальные пособия, об этом идёт речь в тринадцатой программе. Вот только помощь эта не будет превышать $30 – на большее денег нет.

В восьмой и десятой программах речь идёт о помощи бизнесу в сфере услуг и транспорта, а также – микробизнесу. Предпринимателям пообещали единовременную помощь в размере $138 – $277 и то только после митингов протестов водителей общественного транспорта, оставшихся без пассажиров, и, соответственно, без денег.

Согласно одиннадцатой и двенадцатой программам 235 тысячам домохозяйств с минимальным объёмом потребления газа и электроэнергии возместят 50% оплаты за коммунальные услуги. По мнению автора статьи, шаг этот правильный, поскольку возмещение будет происходить за самый энергоёмкий месяц – февраль. К сожалению, пока неизвестно, распространится ли действие этой программы на другие месяцы карантина, «что серьёзно ограничивает эффективность этой меры».

Четырнадцатая программа направлена на поддержку студентов государственных вузов. Правительство обещает полностью или частично возместить затраты на учебу за один семестр, однако только в случае хорошей успеваемости. Также обещано не отчислять студентов при хороших оценках за задержку платы за обучение. Такая помощь со стороны государства была позитивно воспринята студенческой молодёжью. Действия правительства вполне понятны – ведь именно студенты были одной из движущих сил «бархатной революции», помощь им сегодня – гарантия сохранения базы поддержки в будущем.

«Подводя итог, стоит отметить, что принятые правительством меры по преодолению негативных социальных последствий пандемии коронавируса являются недостаточными. Серьезные вопросы вызывает то, сколько в реальности граждан и семей в нашей стране смогут соответствовать всем принятым бюрократическим критериям и получить какое-либо содействие. Во-вторых, не очень впечатляет и объём поддержки, как в общем, так и по отдельным программам. И, наконец, в-третьих, большая часть программ носит единовременный характер. Проблема же состоит в том, что кризис уже длится фактически месяц и вряд ли быстро закончится, а люди хотели бы видеть какую-либо перспективу в плане того, получат ли они и в ближайшие месяцы какое-либо содействие от государства или им стоит выкарабкиваться самим»,

– делает вывод Арман Гукасян.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0