header
Принудительная ассимиляция русских – главная задача «оранжевого» образования
"162914"
Размер шрифта:
| 03.05.2020 Политика 
39332
4.03
5
1
34
Оцените публикацию: 1 2 3 4 5 4.03
logo

Принудительная ассимиляция русских – главная задача «оранжевого» образования

Обучение детей на неродном языке снижало интеллектуальное и психическое развитие ребёнка на 15-30%

Часть первая
Часть вторая

Часть третья

Часть четвёртая

Часть пятая

Часть шестая

Ч
асть седьмая
Часть восьмая

Сокращение количества русских школ, начавшееся при Кучме, при Ющенко ускорилось.

Если в 1990 году в УССР насчитывалось 4633 школы, где русский язык был единственным языком обучения, то к 2007 году их количество уменьшилось почти в три раза. В пяти областях не осталось ни одной русской школы, а в четырёх – лишь по одной! В 16 западных и центральных областях Украины в 2007 г. действовало всего 26 русских школ, или 0,2% (!) от общего количества школ в данных областях.

В Ивано-Франковске с 2004 г. общение даже на переменах было разрешено только на державной мове, а в 2009 г. оранжевая прэмьерка Тимошенко подписала постановление, по которому в украинских школах в рабочее время предписывалось постоянно употреблять украинский язык.

Что же касается преимущественно великороссийского и полностью русскоговорящего Донбасса, то оранжевая власть планировала к окончанию каденции Ющенко довести долю детских садов с украинским языком воспитания до 81%, вузов и школ – до 78%, интернатов и ПТУ – до 100%.

В русскоговорящем Киеве из 324 школ по состоянию на 2007 год было лишь 7 русских (в 1990 году их было 155!) и ещё в 17 школах существовали русские классы. И это в городе, где 600 тыс. человек (24%) признали родным языком русский. «Таким образом, только 1,5% жителей столицы Украины в полном объеме могут удовлетворить свои потребности в получении образования на родном языке, – говорилось в «Общественном отчете по выполнению Европейской хартии о региональных языках или языках меньшинств», подготовленном нардепом Вадимом Колесниченко и экспертом Русланом Бортником. – Права и интересы остальных киевлян грубо нарушаются должностными лицами, которые в административном порядке принимают решения о сокращении количества школ с русским языком обучения… Пожелания родителей чаще всего игнорируются».

Доктор филологических наук президент Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы Л.А. Кудрявцева, комментируя сложившееся положение, указывала: по оценкам ЮНЕСКО, обучение детей на неродном языке снижает интеллектуальное и психическое развитие ребёнка на 15-30%. «…Нужно ли нам выстраивать такое государство, где половина населения, для которой русский язык родной, половина наших детей будут интеллектуально и психически отставать от украиноязычных детей?» – спрашивала Кудрявцева. Никто её вопрос не слышал.

Права русских и русскоязычных граждан Украины попирались не только в нарушение  Конституции, законов «О языках», «Об образовании». Все они гарантировали русскому «национальному меньшинству» обучение на родном языке.

В административном порядке были значительно сокращены часы по русской литературе в русских школах, а в большинстве украинских школ русскую литературу втиснули в курс иностранной и в переводе на украинский язык.

Сокращались и часы преподавания русского языка, тогда как 47,4% граждан Украины выступали за преподавание русского языка в школах в том же объёме, что и украинского, 28% – за преподавание русского в большем объёме, чем иностранные языки и только 19,9% – в не большем объёме, чем иностранные языки.

В целом эти данные подтверждались и исследованием 2009 года, по которому большинство населения выступало за обязательное изучение русского языка и литературы в школе.

Однако ещё в 2005 году контролируемый «оранжевыми» парламентский комитет по науке и образованию рекомендовал запретить выпускникам школ с русским языком преподавания сдавать вступительные экзамены в вузы на русском языке. Что и было сделано. «Можно предположить, что вузы могут потерять огромное количество потенциально талантливых студентов», – предупреждала профессор Кудрявцева (до «оранжевой революции» около 80% абитуриентов с востока и юга Украины сдавали вступительные тесты на русском).

Однако этого было мало. В 2008 г. Минобрнауки издало приказ № 461 о введении с 2010 г. обязательного внешнего тестирования всех выпускников школ на мове. А в качестве обязательных тестов для будущих физиков или, скажем, мостостроителей выступало оценивание по такому кладезю знаний, как преимущественно сельская украинская литература.

Как заявил министр образования Вакарчук, проведение внешнего независимого оценивания на русском языке «противоречит Конституции» (sic!). В действительности же следовало срочно исправлять положение, зафиксированное социологическим опросом 2009 года.

В 2009 и в 2010 гг. из приказов Минобразования о внешнем тестировании исчезла русская филология. «Усложняется доступ к специальности «русская филология» (несмотря на то, что во всем мире она переживает ренессанс), – констатировали в Ассоциации преподавателей русского языка и литературы. – Эта специальность еще не закрывается в вузах, но поступающие на нее сдают только тест на лояльность, а не на знание предмета – они проходят лишь тестирование по украинскому языку и истории Украины. Мол, знаешь украинский язык и историю Украины – можешь получить право на изучение русского языка и литературы (выделено здесь и везде мною. – Д.С.)».

Феномен министра Вакарчука и ему подобных попытался объяснить вице-премьер предыдущего правительства Дмитрий Табачник: «Президентские “гуманитарии” призваны утвердить в обществе продуцируемые трипольским разумом националистические мифы… Само собой, ведущая роль в деле уничтожения того, что создавалось веками, отведена галичанским «крестоносцам», среди которых особо почетное место занимает министр образования пан Вакарчук… Показательно, что учебники для русских школ вообще (!) не рассматриваются на тендерном комитете, а учебников по русскому языку для украинских школ печатается менее половины от необходимого количества». Впрочем, так было ещё в 2005-2006 учебном году, когда, по словам Кудрявцевой, «не было выделено ни одной копейки, не было госзаказа на издание учебников по русскому языку».

Что же касается вузовских пособий на русском языке, их приходилось доставлять на Украину чуть ли не контрабандой. Даже написанных на Украине, но изданных там, где они были востребованы местной системой образования. Например, знаменитый «Словарь коннотативных собственных имен» выдающегося профессора Е.С. Отина.

«Давайте скажем откровенно: против нас, русскоязычных граждан Украины, развязана и с использованием всей мощи государственных структур уже два десятка лет успешно ведется холодная гражданская война, – писал по итогам «оранжевой пятилетки» бывший представитель Украины в комитете Совета Европы, депутат предыдущих созывов Верховной рады Владимир Алексеев. – Нашу этническую группу лишили права посещать кинотеатры с фильмами на родном языке, ввели удушающие языковые ограничения в телерадиопространстве (даже «Русское радио» заставили вещать по-украински), планомерно уничтожают среднее образование на русском языке, фактически преуспели в ликвидации высшего образования на русском языке. В последнем случае явственно просматривается не просто ликвидация русскоязычного образования, а более глубинная цель – прекращение воспроизводства русскоязычной интеллигенции. По сути, запущен процесс деинтеллектуализации и маргинализации русскоговорящей группы, составляющей не менее половины населения государства…. Нас уже поставили перед выбором: либо принудительная ассимиляция, либо существование в виртуальном русскоязычном гетто».

(Продолжение следует)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.