Перейти к основному содержанию
ВПА: Взгляд из Еревана на «летнюю войну» на границе Армении

ВПА: взгляд из Еревана на «летнюю войну» на границе Армении

Затишье на границе временное. Не следует забывать и угрозы Баку нанести ракетные удары по Армянской АЭС так же, как и активизацию Турции в регионе, считает Давид Петросян.

«Никто не сомневается, что затишье на границе – временное»

К концу минувшей недели подошёл к промежуточному завершению пограничный инцидент на северо-восточном участке границы Армении с Азербайджаном. Интернет-журнал «Военно-политическая аналитика» рассказывает о подоплёке этого инцидента, отличительных особенностях, внешнем влиянии и делает прогнозы на будущее.

Издание отмечает, что в эпицентре столкновений находился холм или высота (в армянских сводках – под названием «Бесстрашный», в азербайджанских – «Гарадаш»). Этот холм, согласно советским административным картам, принадлежал Армянской ССР, правопреемницей которой сегодня является Республика Армения. Это подтвердил, правда, косвенно и президент Азербайджана Ильхам Алиев, заявив, что «…армянским солдатам ни на сантиметр не удалось проникнуть на азербайджанскую землю».

После распада Советского Союза в условиях военного конфликта никакой делимитации и демаркации границ между соседними странами не проводилось.

«Даже при гипотетическом отсутствии «сердцевины» конфликта – Нагорного Карабаха, уже одно это могло спровоцировать конфликт. К слову, процессы делимитации и демаркации границ не завершены между Грузией и Арменией, а также между Азербайджаном и Грузией. Исходя из вышеизложенного, нельзя исключить версии спонтанного начала инцидента, хотя в его начале стороны обвиняют друг друга»,

– пишет журнал «Военно-политическая аналитика».

Издание напоминает, что после «четырёхдневной войны» в апреле 2016 года были достигнуты договорённости «об увеличении числа наблюдателей ОБСЕ до 60 (то есть в 10 раз) по всей линии соприкосновения сторон и размещении технических средств для контроля за соблюдением режима прекращения огня». Однако Баку вскоре отказался от имплементации данных договорённостей.

Ещё в июне 2015 года в Баку по инициативе властей страны был закрыт офис ОБСЕ, а в 2017 году был закрыт офис ОБСЕ в Ереване (Азербайджан заблокировал тогда соответствующую статью в бюджете организации), при том, что армянская сторона была заинтересована в присутствии наблюдателей.

«Таким образом, организация, под эгидой которой ведутся переговоры по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, оказалась непредставленной во всём регионе. Отсутствие офисов ОБСЕ в определённой мере снижает оперативность реагирования организации на возникающие инциденты»,

– уверен автор статьи, независимый журналист Давид Петросян.

В связи с этим официальный Баку, заявляя об «армянской агрессии», не в состоянии ничем подкрепить свои обвинения – нет ни подтверждения со стороны международных наблюдателей, ни данных технического контроля.

У июльского обострения был своеобразный политико-информационный пролог, подчёркивает автор. И это, прежде всего, воинственные и агрессивные заявления азербайджанской стороны.

Так, 2 июля министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов заявил: «У нас есть все возможности для разгрома противника, и они хорошо знают это». 

А 6 июля президент Ильхам Алиев в интервью целому ряду телеканалов пожаловался, что «переговорный процесс практически не идёт», и назвал переговоры «бессмысленными».

При этом нельзя забывать и о провокациях извне – со стороны Турции.

«Регион Южного Кавказа является «мягким подбрюшьем» России. Отношения между Россией и Турцией достаточно сложные. Для торгов с Москвой по Сирии, Ливии и пр. эскалация в зоне нагорно-карабахского конфликта – просто идеальный вариант. С другой стороны, турецкое руководство прилагает усилия для расширения своего присутствия в регионе бывшего советского Закавказья. Экономическое влияние Турции уже сейчас достаточно ощутимо в Грузии и Азербайджане. Всё это полностью укладывается в политическую концепцию неоосманизма, продвигаемую президентом Эрдоганом»,

– отмечает Давид Петросян. И напоминает, что именно Турция в апреле 2016 года подтолкнула Баку на применение тяжёлой артиллерии на границе. В этом же июле в Анкаре официальные лица не раз заявляли о полной поддержке Азербайджана, причём заявления о поддержке звучали как угрозы в сторону Еревана.

«Случайно или нет, но эти угрозы совпали с внезапной проверкой боеготовности войск и флотов, предпринятой по поручению президента России Владимира Путина. «Учебная тревога» затронула, в частности, войска Южного военного округа (в зону ответственности которого входит Армения), а также Черноморского флота и Каспийской флотилии. После этого на армяно-азербайджанской границе установилось относительное затишье»,

– говорится в статье.

Издание также рассматривает сами военные действия и их отличие от апрельской войны 2016 года.

В этот раз стороны почти не применяли бронетехнику – в связи с рельефом местности. При этом обе стороны активно использовали беспилотные летательные аппараты (БПЛА), напомним, что четыре года назад беспилотники применяла только азербайджанская сторона. Наличие же у армии Армении ударных БПЛА собственного производства стало полной неожиданностью для Баку. Кроме того, стороны активно использовали киберподразделения для нанесения ударов по информационным системам противника.

Азербайджан явно не ожидал столь жёсткого ответа со стороны армянской армии и, понеся в двух ночных атаках значительные потери, прекратил атаки на высоту.

Однако Давид Петросян не сомневается – затишье на границе временное. К тому же не следует игнорировать угрозы Баку нанести ракетные удары по Армянской АЭС, так же как и дальнейшую активизацию Турции в регионе.

«В свою очередь, Ереван почти наверняка будет продолжать углублять военное сотрудничество и взаимодействие с Россией на всех уровнях, одновременно задействовав лоббистов в Конгрессе США. Не исключено также укрепление политико-дипломатического диалога с рядом арабских стран, противостоящих экспансионистским устремлениям турок в Северной Африке и Восточном Средиземноморье»,

– констатирует интернет-журнал.

 Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0