Перейти к основному содержанию
«Плотина великого возрождения Эфиопии» – крупнейший экономический проект в Африке

Кто владеет Нилом?

«Плотина великого возрождения Эфиопии» на сегодняшний день – крупнейший экономический проект в Африке. Однако реализация данного проекта стала камнем преткновения для стран, которые находятся ниже по течению Нила, где строится плотина. Зависимые почти полностью от вод Нила Судан и Египет выступают резко против её постройки.

К возможному конфликту в северо-восточной Африке

«Плотина великого возрождения Эфиопии» на сегодняшний день – крупнейший экономический проект в Африке. Объём её водохранилища составляет 74 млрд м3, а установленная мощность – 6450 МВт (для сравнения: знаменитая Асуанская гидроэлектростанция обладает мощностью 2100 МВт). С введением её в строй Эфиопская гидроэлектростанция станет крупнейшей в Африке и войдёт в число 15 крупнейших в мире.

Плотина великого возрождения Эфиопии, вид из космоса

Однако реализация данного проекта стала камнем преткновения для стран, которые находятся ниже по течению Нила, где строится плотина. Зависимые почти полностью от вод Нила Судан и Египет выступают резко против постройки плотины. Они понимают, что полностью воспрепятствовать реализации проекта не получится, но стремятся максимально повлиять на ход его реализации. Переговоры длятся более десяти лет. Ситуация резко обострилась этим летом, когда стало известно, что Эфиопия готова начать заполнение водохранилища. Пока ситуация остаётся в мирном русле: все три государства пытаются получить поддержку своей позиции в Совете Безопасности ООН.

29 июня СБ ООН провёл специальное заседание, посвящённое реализации проекта Великой дамбы. Это довольно редкий случай, когда экономический проект становится объектом рассмотрения органа, главной целью которого является разрешение проблем, связанных с нарушением международного мира и безопасности.

Позиции спорящих сторон можно суммировать следующим образом.

Эфиопия. Демократическая Федеративная Республика Эфиопия утверждает, что «стремится добросовестно учесть озабоченности Египта и Судана», в то время как последние «не демонстрируют готовности даже к малейшему компромиссу». Так, власти Эфиопии предложили Египту и Судану принять участие в подготовке правил эксплуатации плотины.

Эфиопские власти резко возражают против требования Египта и Судана о том, чтобы Эфиопия взяла на себя бессрочные обязательства по пороговым значениям заполнения резервуаров и первичной эксплуатации плотины. Позиция нижненильских государств рассматривается Эфиопией как попытка получить право вето. Ответ Эфиопии таков: «Право Эфиопии на дальнейшее использование Голубого Нила не может зависеть ни от разрешения Судана и Египта, ни от обоснования какого-либо права, ставящего под угрозу суверенное право Эфиопии на использование ее природных ресурсов».

Эфиопия отмечает, что в настоящее время водные запасы Асуанской плотины находятся на рекордной за 30 лет отметке в 180 метров и делает вывод о том, что Египет и Судан не страдают от нехватки воды, а имеют её избыток. Отсюда вывод: возражения двух стран имеют не экономический, а политический характер.

Эфиопия в своём обращении к Совету Безопасности ООН утверждает, что введение плотины в эксплуатацию не создаёт никакой угрозы международному миру и безопасности. Эфиопия против того, чтобы СБ ООН рассматривал данную проблему; она должна быть разрешена исключительно тремя государствами без участия ООН. Впрочем, внешнее участие в переговорах трёх стран уже имеется: с ноября 2019 года в качестве наблюдателей в них принимают участие США и Всемирный банк. А один из раундов переговоров даже проходил в США.

Судан. Республика Судан признаёт, что строительство эфиопской плотины будет иметь не только негативное, но и позитивное значение. Так, например, регулирование стока будет способствовать сокращению ежегодных наводнений в сезон дождей и позволит Судану лучше управлять своей ирригационной системой. Это приведёт к увеличению производства гидроэлектроэнергии на суданских ГЭС. Кроме того, благодаря плотине будет увеличена судоходная глубина Голубого Нила и основного Нила. Повысится надёжность водоснабжения существующих и будущих ирригационных схем, способствуя повышению эффективности орошаемого земледелия в Судане.

Однако Судан обеспокоен тем, что эфиопская плотина полностью изменит гидрологический режим Голубого Нила. С учётом гигантских размеров плотины существуют риски «от угрозы жизни и безопасности миллионов суданских граждан, живущих непосредственно ниже по течению от плотины, до эксплуатационной безопасности суданских плотин, сельско-хозяйственной системы речной поймы страны и социально-экономических и экологических последствий на территории вдоль Голубого Нила вплоть до границы с Египтом».

В отличие от Эфиопии, власти Судана хотят вмешательства СБ ООН и просят от Совета потребовать от Эфиопии воздерживаться от односторонних действий, в том числе от начала заполнения водохранилища до достижения всеобъемлющего соглашения или от любых других действий, которые ставят под угрозу региональные и международные мир и безопасность. Как видим, Судан недвусмысленно ссылается на мир и безопасность, обосновывая не только право, но и обязанность Совета Безопасности рассмотреть вопрос о плотине.

Египет. Египетская Арабская Республика утверждает, что является главной жертвой проекта Эфиопии. Власти Египта постоянно подчёркивают, что воды Нила обеспечивают жизнь 100 миллионов египетских граждан. Египет вынужден заселять не более 7 процентов территории страны вдоль тонкой полосы зелёной и плодородной дельты Нила, и даже там ежегодная доля воды составляет 560 м3, что значительно ниже порога дефицита воды.

В целом позиция Египта в значительной части идентична позиции Судана. В определённой части это определяется положениями Договора Судана с Египтом 1959 года, согласно которым государства-участники договорились отстаивать на переговорах с другими прибрежными странами общую позицию. Однако главное заключается в том, что в связи с проектом Эфиопии эти две страны оказались в схожем положении.

Египет также за то, чтобы проблема находилась на контроле СБ ООН. Как заявил министр иностранных дел Египта, его правительство поставило данный вопрос перед СБ ООН, чтобы «предотвратить дальнейшую эскалацию». Намёк на международную безопасность непрямой, но вполне недвусмысленный.

В Африке возникает серьёзный прецедент интернационализации экономического развития одного из крупнейших государств континента. В повестку дня Совета Безопасности ООН поставлен не только вопрос о том, как будет развиваться экономика Эфиопии (и целого региона, который будет обеспечиваться эфиопской электроэнергией), но и вопрос о возможной угрозе миру и безопасности, о вероятности которой заявили участники потенциального конфликта…

Заглавеное фото: REUTERS Tiksa Negeri

Оцените статью
0.0