header
Израильский национальный мемориал Холокоста «Яд ва-Шем»
"220688"
Размер шрифта:
| 02.08.2020 Политика  | История и культура 
9757
5
5
1
7
Оцените публикацию: 1 2 3 4 5 5
logo

Почему Израиль не признаёт «украинского Моисея» праведником

Тель-Авив проигнорировал обращение Зеленского о прославлении «спасателя евреев» Андрея Шептицкого

«Митрополит Шептицкий получит звание “Праведника народов мира”» – такой новостью разродилась униатская Религиозная информационная служба. Новость, чего и говорить, сенсационная: ведь из года в год руководство израильского национального мемориала Холокоста «Яд ва-Шем» отказывало кандидатуре Шептицкого в причислении к лику праведников, отметившихся спасением евреев во время Второй мировой войны.

Однако информация о всемирном прославлении «великого украинца» была дана почему-то со ссылкой не на израильский институт, а на… офис украинского президента. Да и там, как оказалось, особого оптимизма не сей счёт не выразили.

«Сегодня исполняется 155 лет со дня рождения митрополита Андрея Шептицкого – духовного лидера украинского народа, чья фигура выходит далеко за пределы Украины и времени, в которое он жил, – напомнила Банковая. – Задолго до независимости Украины Андрей Шептицкий уже видел ее равной среди равных в кругу европейских государств… Митрополит Шептицкий является образцом любви к ближнему. Спасая жизни людей во время Второй мировой войны, он получил особое уважение еврейской общины. Справедливо ожидаем, что в ближайшее время имя Андрея Шептицкого займет свое место среди Праведников народов мира».

Что касается «видения Украины равной среди равных в кругу европейских государств», так, судя по подобострастным обращениям Шептицкого последовательно к Габсбургам, Гитлеру и Сталину, Украину автор этих обращений видел только в составе империй и никак иначе. Что же касается «справедливых ожиданий» на «ближайшее время» (это время длится уже шестой десяток лет), то Израиль (а «Яд ва-Шем» – государственное учреждение) не оправдывает их не только по причине больно уж активного сотрудничества сего «праведничка» с гитлеровцами. Далеко не всё однозначно у последнего и в «еврейском вопросе».

С самого начала геноцида евреев на территории нынешних Украины и Белоруссии гитлеровцы привлекали к нему силы ОУН* (запрещена в РФ) и украинскую вспомогательную полицию (кадры для которой также готовила ОУН). «Провидныки» конфессионально униатской ОУН были духовными чадами либо самого Львовского архибискупа, либо его непосредственных подчинённых. Апологеты Шептицкого, правда, сообщают о некоем его «письме-протесте» рейхсфюреру СС Гиммлеру в феврале 1942 г. Однако, во-первых, оригинал письма неизвестен, его цитируют только «по воспоминаниям очевидцев». Во-вторых, даже в приводимом тексте его предполагаемый автор просит адресата лишь не привлекать «украинцев-христиан» к мародёрствам и «акциям». Дескать, «украинцы в результате этого становятся кровожадными убийцами и могут убивать кого угодно, включая и своих соплеменников». Наконец, показательно позднее появление «письма-протеста» (если такое письмо вообще было): холокост шагал по Украине уже более полугода. Начиная с погромов во Львове.

«Митрополит ни единым словом не осудил резню евреев, поляков и украинской интеллигенции, устроенную националистами во Львове в первые дни немецкой оккупации, – обращает внимание единоплеменников координатор экспертной группы по антисемитизму историк Семён Чарный. – А когда жена одного из погибших обратилась к Шептицкому за помощью, митрополит ответил ей, что “не вмешивается в мирские дела”. На просьбы главного раввина Львова И. Левина повлиять на украинцев, принимавших участие в погромах, митрополит ограничился обещанием написать по этому поводу послание. Молчал он и в дальнейшем во время проводимых немцами и украинской шуцманшафт-полицией “акций” по истреблению евреев как во Львове, так и на всей территории Галиции… Единственный документ, в котором он прямо говорит об убийстве евреев, – письмо папе Пию XII от 31 августа 1942 года, – по всей вероятности, предназначался для опубликования на Западе, чтобы сформировать в глазах союзников благоприятный образ потенциального униатского патриарха».

Однако не только стремлением создать себе репутацию на Западе в случае победы антигитлеровской коалиции объяснялось это письмо. В это время у Шептицкого наступает разочарование тем, что идеологи национальной политики Третьего рейха не поддержали идею об униатизации всей Украины (Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР… Часть III. М.: «Прогресс», 1977. С. 162-163.). Не потому не поддержали, конечно, что более благосклонно относились к православию – религии подавляющего большинства малороссов. А потому, что не желали усиления Ватикана – потенциального идеологического конкурента «новому порядку» в объединённой Гитлером Европе.

Тем не менее именно на это письмо уповают ныне униаты, как на «документ, который поможет признанию Андрея Шептицкого Праведником мира». Дескать, он сообщал папе об уничтожении нацистами «сотен тысяч евреев», тогда как американские дипломаты лишь «через месяц передали папе секретный доклад о массовых убийствах евреев из Варшавского гетто»: «около 100 000 человек были убиты в Варшаве и ее окрестностях, и добавлялось, что еще 50 тысяч человек были убиты во Львове». О чём, ещё раз отметим, прекрасно знал Шептицкий (за полтора года его молчания количество евреев только во Львовской области «сократилось» с 670 тыс. до 278 тыс.). И лишь своему непосредственному начальнику героически сообщил «страшную тайну» о «чудовищных преступлениях откровенно дьявольского немецкого режима».

И что? После этого главный униат раскаялся в сотрудничестве с гитлеровским режимом? Раскаялся в том, что прославлял фюрера? Отрёкся от лично благословлённого батальона «Нахтигаль» (собственно, и устроившего резню евреев во Львове в июне 1941-го)? Решился на тайную помощь антифашистскому подполью и партизанам Ковпака? Наконец, хотя бы прекратил пособничать гитлеровским оккупантам?

В те же самые дни, когда Шептицкий информировал папу о деяниях немцев, он благословлял свою паству на труд во благо рейха в воскресные и даже праздничные дни.

И в те же самые дни, когда Шептицкий совершал свой «письменный подвиг», польский ксёндз Людвиг Вродарчик прятал евреев, бежавших из гетто на Волыни. 8 декабря 1943 г. он был схвачен духовными чадами Шептицкого из УПА* (запрещена в РФ). Прихожанки, пытавшиеся защитить ксёндза, были застрелены на месте. Сам он был расстрелян после череды изуверских пыток в штабе УПА. В 2000 году институт «Яд ва-Шем» присвоил Вродарчику звание «Праведника мира».

Да, и Шептицкий лично прятал в подвале своей резиденции нескольких раввинов и членов их семейВероятно, не без его ведома монахини студитки и базилианки спасли около 250 еврейских детей (об участии других униатских бискупов в спасении евреев информации нет). Однако какого рода человеколюбием руководствовался при этом спасатель? «Из архивных документов можно сделать вывод о наличии не столько самарянского милосердия митрополита в этом деле, сколько фундаментальных идеологических основ его связи с евреями, – пишет профессор Алексей Добош. – Председатель ГКЦ здесь, оказывается, выступал в роли христианского миссионера, убеждая евреев в необходимости обращения в католицизм!»

Однако и Ватикан не спешит канонизировать «украинского Моисея». Вопрос каждый раз упирается в его связи с дивизией СС «Галичина», осуждённой наряду с другими нацистскими организациями международным Нюрнбергским трибуналом. Такие «праведники» папам пока ни к чему.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.