Перейти к основному содержанию
Как в Польше уничтожали православные храмы

Как в Польше уничтожали православные храмы

В городе Белостоке в Подляском воеводстве Польши на кладбище прихода св. Пророка Илии архиепископ Белостоцко-Гданьской епархии Польской православной церкви Яков и епископ Андрей освятили памятник «Жертвам изгнанничества и защитникам православия на Подлясье». За свою историю Белосток, будучи местом традиционного проживания православных белорусов, находился в составе Пруссии, Российской империи, Литвы, Польши и с 1939 года – Советского Союза…

«В Польше только поляки являются полноценными гражданами»

В городе Белостоке в Подляском воеводстве Польши на кладбище прихода св. Пророка Илии архиепископ Белостоцко-Гданьской епархии Польской православной церкви Яков и епископ Андрей освятили памятник «Жертвам изгнанничества и защитникам православия на Подлясье».

За свою историю Белосток, будучи местом традиционного проживания православных белорусов, находился в составе Пруссии, Российской империи, Литвы, Польши и с 1939 года – Советского Союза. Освобождённый Красной армией от немцев в 1944 г., Белосток по договорённости с Варшавой вошёл в состав социалистической Польши. В 1940-е годы окрестности Белостока подвергались нападениям польских банд Армии Крайовой. Они убивали и изгоняли белорусов из родных мест только за то, что те были православными.

Памятник с иконами Богородицы и Иоанна Крестителя и распятия Иисуса Христа создан на добровольные пожертвования местного белорусского населения и посвящён «памяти изгнанников, известных и неизвестных, вынужденно покинувших родную землю и вернувшихся сюда, защищавших православную веру своих предков и созданные ими святыни».

В обращении Белостокского отделения православного братства свв. Кирилла и Мефодия к верующим говорится: «Этот родной кусочек земли уже не был их, его заняли другие жители, не испытывавшие по этому поводу укоров совести… Хаты были сожжены, хозяйства разграблены или уничтожены… Возвращались священники Православной церкви… Юридически их отказывались признавать владельцами православных святынь. Православных священников старались выдавить [отсюда], приуменьшить роль православного духовенства, а святыни – уничтожить, иногда целиком».

Речь идёт о процессе так называемой ревиндикации (rewindykacja) – кампании массового захвата и уничтожения православных святынь в Польше в 1919-1939 годах, проводившейся с одобрения Ватикана. Этому варварству находили «оправдание»: необходимость уничтожения следов пребывания Польши под властью Российской империи. В этих тезисах всё было перевёрнуто с ног на голову: Россия потому и участвовала в разделах Польши, чтобы спасти православное население от насильственного окатоличивания и нейтрализовать экспансионистские планы польских магнатов в отношении земель, населённых православными.

В 1919-1939 гг. православные храмы уничтожали по всей Польше под лозунгом о ведущей роли поляков в защите христианских ценностей Европы. Кампания проводилась с привлечением армии и жандармерии. В восточных воеводствах Польши она официально называлась полонизаторско-ревиндикационной, то есть ставила целью насильственную религиозную и национальную ассимиляцию православных белорусов и малорусов, которые составляли  почти 30% численности населения тогдашней Польши.

Польские власти воспользовались тем, что в лихолетье Первой мировой войны многие тысячи польских православных эвакуировались в Россию вместе с русской армией. Их дома заняли католики-поляки, а церкви под предлогом малочисленности паствы переделали в костёлы. Православную церковь объявили рассадником русофильства, католическую – оплотом польскости.

С 1918 по 1933 год у православных в Польше отобрали 500 монастырей и храмов с их хозяйственным инвентарём, часовен и монастырей. Польские военные и жандармы врывались в церкви во время литургии, оскверняли святыни. Избивали защищавших святыни верующих, возбуждали против них уголовные дела за сопротивление властям. Польская пресса описывает попытку жителей спасти православный храм в селе Мендзылесье (Międzylesie): «Люди вынесли [из храма] и спрятали самые ценные вещи. Снимая колокола, купленные несколько месяцев назад, трижды, на прощание, ударили в самый большой колокол. Собравшиеся плакали и всю ночь не отходили от своей святыни. В селе ночь напролёт, чувствуя беду, выли собаки. Утром… на семи грузовиках в село въехала полиция и рабочие-поляки. Полиция резиновыми дубинками разогнала людей и плотно окружила церковь… Рабочие начали ломать крышу, срывать и вышвыривать на улицу иконы и иконостас…»

Только с мая по июль 1938 года на Подлясье и Холмщине разрушили 91 церковь, 10 часовен и 26 молитвенных домов, ещё три храма передали Польской католической церкви. Руководитель операции, командующий 3-й дивизией пехоты легионеров Замостья генерал Бруно Ольбрыхт называл это «возвратом того, что когда-то… было польским и католическим на восточных землях Люблинского воеводства».

Между тем большинство уничтоженных храмов никогда не были католическими, некоторые были построены уже в независимой Польше с разрешения властей или представляли собой памятники церковного зодчества XVI-XVII веков. В Щебжешине (Szczebrzeszyn) уничтожили древнюю церковь 1184 года постройки. Заменивший Ольбрыхта на его посту полковник Мариан Турковский заявил: «В Польше только поляки являются хозяевами и полноценными гражданами, и только они имеют право голоса».

Попытки православных отстоять имущественные права в суде заканчивались решением в пользу католиков. Обращение первоиерарха польских православных Дионисия (Валединского) к властям с просьбой прекратить гонения осталось без ответа.

Принятая в феврале 1939 г. администрацией Люблинского воеводства программа по вопросам национальной политики содержала такие слова: «Надбужанский крестьянин или немецкий колонист должен однозначно ответить… что является или поляком римо-католического исповедания, или врагом польской государственности… А с врагом нужно бороться, не дожидаясь войны…»

Полностью искоренить православие в Польше намеревались к 1941 году. Помешала Вторая мировая война.

При освящении памятника в Белостоке активист белорусской общины профессор Антоний Миронович указал на проблему дискриминации православного населения современной Польши: «Случается до сих пор, что во внимание берётся не [профессиональная] квалификация человека, а его религиозная и этническая принадлежность. Касательно православных есть такие примеры… при назначении директоров школ и других учреждений».

Дух ревиндикации жив в Польше по сей день.

Оцените статью
0.0