Перейти к основному содержанию
244-я годовщина со дня рождения графа Муравьёва взбесила поляков

«Нам не следует опасаться врагов России в правом деле, в котором за нами историческая истина и народ»

Польская пресса возмутилась публикацией в «Твиттере» на официальной страничке посольства Российской Федерации в Белоруссии сообщения о 244-й годовщине со дня рождения генерал-губернатора Северо-Западного края графа Михаила Николаевича Муравьёва (1796-1866), усмирившего польский мятеж 1863 года на территории нынешних Белоруссии и Литвы.

244-я годовщина со дня рождения графа Муравьёва взбесила поляков

Польская пресса возмутилась публикацией в «Твиттере»  на официальной страничке посольства Российской Федерации в Белоруссии сообщения о 244-й годовщине со дня рождения генерал-губернатора Северо-Западного края графа Михаила Николаевича Муравьёва (1796-1866), усмирившего польский мятеж 1863 года на территории нынешних Белоруссии и Литвы. 

В Польше упрямо называют Муравьёва «вешателем». Это прозвище появилось после встречи графа с польскими шляхтичами в Гродно. На вопрос «Не родственник ли Вы того Муравьёва, которого повесили за бунт против государя?» граф ответил: «Я не из тех Муравьёвых, которых вешают. Я из тех, которые вешают». 

Муравьёв прибыл в Северо-Западный край в качестве наместника в мае 1863 года, в самый разгар террора, развязанного польской шляхтой, – убийств православных священников и крестьян, осквернения православных храмов, поджогов домов в отместку за нежелание их владельцев присоединиться к мятежу. Были случаи расправы над целыми семьями, когда убивали даже детей. 

Лозунгом борьбы Муравьёва с польской агрессией были слова: «Нам не следует опасаться внутренних и внешних врагов России в правом деле, в котором за нами историческая истина и самый народ». Народ Белоруссии, действительно, был на стороне русской царской власти. Мятежники издали ультиматум с угрозой казни всякого, кто не поддержит мятеж, сформировали группы «кинжальщиков» и «жандармов-вешателей». Они-то и расправлялись с людьми.

«Кинжальщики» (sztyletnicy) закалывали ножами в подворотнях солдат, помещиков, селян. «Жандармы-вешатели» вешали несогласных. При подавлении мятежа погибли более 1100 русских солдат, количество убиенных поляками гражданских лиц оценивается от нескольких сотен до нескольких тысяч. 

При Муравьёве казнили 128 бунтовщиков, 12 тысяч сослали в Сибирь. Для большинства сосланных это была лишь перемена места жительства; они только частично поражались в гражданских правах, по месту поселения могли работать, иметь прислугу. 

Совсем юных участников мятежа граф отпускал, но сурово карал нарушивших государственную присягу (многие мятежники служили в царской армии). Приговоры выносил военно-полевой суд после тщательного рассмотрения дела и в соответствии с тогдашним законодательством. 

Ненавистью к Муравьёву польская пропаганда пытается зачеркнуть злодеяния, совершённые польскими бунтовщиками против народа Белоруссии. 

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0