Перейти к основному содержанию
Миражи Rail Baltica

Ненормальная процедура

Руководители Эстонии, Латвии и Литвы настаивают на выделении Брюсселем денег на один из крупнейших инфраструктурных проектов региона – железнодорожную магистраль Rail Baltica, угрожая в противном случае заблокировать распределение по Евросоюзу денег для борьбы с «пандемией».

С колеей, как в Европе, балтийские железные дороги могут быть никому не нужны

Руководители Эстонии, Латвии и Литвы выдвинули руководству Евросоюза нечто вроде ультиматума. Они настаивают на том, чтобы Брюссель выделил деньги на один из крупнейших инфраструктурных проектов региона – железнодорожную магистраль Rail Baltica, угрожая в противном случае заблокировать распределение по Евросоюзу денег для борьбы с «пандемией».

В адрес Антониу Косты, премьер-министра председательствующей в Совете ЕС Португалии, из балтийских столиц направлено письмо, в котором предлагается выделить из бюджета ЕС €1,4 млрд на финансирование проекта. Rail Baltica должна связать Литву, Латвию и Эстонию с другими странами-членами ЕС с помощью скоростных поездов, «даже если для этого им потребуется в качестве выкупа притормозить работу фонда для восстановления экономики [ЕС]», – сообщает Politico.

Руководители Эстонии, Латвии и Литвы выдвинули руководству Евросоюза нечто вроде ультиматума.

Выглядит это как шантаж. И с Брюсселем это иногда получается. Достаточно сказать, что в прошлом году Венгрия и Польша едва не сорвали таким образом принятие плана восстановления экономик государств-членов ЕС.

Литва, Латвия и Эстония, эти бывшие советские республики, исторически связаны широкой железнодорожной колеей российского образца 1524 мм. Однако для местных политиков голубая мечта – перейти на европейскую узкоколейку шириной 1435 мм. Это для них не столько даже экономический проект, сколько символ окончательного разрыва с советским прошлым. Однако желание разрыва настолько выходит за рациональные рамки, что уже прямо вредит странам Прибалтики, раньше неплохо зарабатывавшим на транзитных перевозках российских грузов. Учитывая недружественную политику этих стран, Россия в последние годы сократила транзит, а если прибалты запустят Rail Baltica, это будет означать, что восстановить транзит вряд ли вообще удастся.

Проект Rail Baltica обсуждают уже около десяти лет. Маршрут должен пройти через Берлин, Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу и Таллин. Предполагалось, что в эксплуатацию магистраль будет запущена в 2026 году, её стоимость оценивают в €5,8 млрд. Однако в Брюсселе заявляют, что «такое выделение средств из бюджета невозможно, это ненормальная процедура». Мол, деньги из структурных фондов ЕС выделяются на конкурсной основе и Прибалтике надо сначала выиграть в конкурсе.

Маршрут должен пройти через Берлин, Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу и Таллин.

Европа уже давно устала кормить Прибалтику, а без дотаций ЕС прибалтийским экономикам грозит крушение: «За счет структурных фондов ЕС выживают сельское хозяйство и строительный сектор Прибалтики – с прекращением брюссельского денежного потока эти отрасли ожидает кризис, который перекинется на всю экономику прибалтийских республик», – пишет политолог Александр Носович. А дело идёт к сокращению дотаций. Дотации Литве должны сократиться на 27%. Поступления в Латвию снизятся, по оценке, на 22%. А самый сильный удар ожидает Эстонию: там сумма дотаций ЕС может уменьшиться на 40%, или на 1,5 млрд евро.

Предполагалось, что дотации из структурных фондов ЕС создадут основу самостоятельного экономического развития стран Центральной и Восточной Европы, а через несколько десятилетий вернутся Брюсселю сторицей. Однако выравнивания уровней развития старой и молодой Европы не произошло. Разрыв между богатыми и бедными странами-членами ЕС лишь увеличился. Молодая Европа остаётся депрессивным дотационным регионом Евросоюза: 18% совокупного ВВП государств «молодых европейцев» формируется за счет дотаций из фондов ЕС. В Прибалтике же доля дотаций из Брюсселя ещё больше – минимум 20% ВВП.

Строительство железной дороги

Поэтому новые деньги из Брюсселя идут в Прибалтику тяжело. Не помогают даже ссылки на «тяжёлые последствия оккупации» и «агрессивное соседство». Ведь старая Европа сама испытывает экономические трудности (Брекзит, локдауны из-за коронавируса). А самое главное, в Брюсселе понимают, что по железным дорогам Прибалтики скоро будет нечего возить. По данным Евростата, за период января – ноября 2020 года из-за транзитного разворота РФ и Белоруссии прибалты стремительно теряли грузы и, соответственно, лишались доходов от перевалки грузов в портах.

Железные дороги стран Прибалтики могут остаться без работы

Особенно трудно Литве. За год экспорт Литвы снизился на 5%, до 25,9 млрд евро (экспорт Латвии не менялся и составил 12,9 млрд евро, экспорт Эстонии снизился на 3%, до 13 млрд евро). Сократился и литовский импорт: за тот же период на 10%, до 26,4 млрд евро: в Латвии и Эстонии данный показатель составил 6% и 7% соответственно. По общим показателям оборота торговый дефицит Литвы составил 0,5 млрд евро, Латвии – 1,6 млрд евро, Эстонии – 0,7 млрд евро. Причиной этой тенденции статистическая служба Евросоюза называет «транзитный разворот РФ и Белоруссии».

Заглавное фото: railbaltica.org

Оцените статью
0.0