В области мирного атома Америке не под силу тягаться с Россией
8 апреля министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил с рабочим визитом столицу Казахстана Нур-Султан, где встретился с казахстанским коллегой и президентом республики Касым-Жомартом Токаевым. На встрече обсуждалось двустороннее и многостороннее сотрудничество. Как отметил глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди, «российский вектор сегодня остается важнейшим приоритетом внешней политики Казахстана».
Однако это и не устраивает носителей американской «мягкой силы», работающих по Казахстану. Портал «Каравансарай», финансируемый Объединённым центральным командованием ВС США (USCENTCOM), разразился жёстко критической статьей в связи с предполагаемым строительством российскими специалистами в Казахстане атомной электростанции.
Меморандум о сотрудничестве в строительстве АЭС был подписан «Росатомом» и «Казахатомпромом» в 2014 году. В 2016 году было решено, что из-за избытка электроэнергии в течение по крайней мере семи лет строить АЭС не будут. Однако положение изменилось: сейчас Казахстан столкнулся с энергодефицитом, который будет усугубляться.
В апреле 2019 года на переговорах с К.-Ж. Токаевым В. Путин говорил о возможности «сооружения в Казахстане АЭС по российским технологиям». Ещё раньше президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев принял аналогичное предложение Москвы, поддержав идею строительства «Росатомом» АЭС в Узбекистане. Всё это и вызывает нервозность у носителей американской «мягкой силы». «Каравансарай», предоставляя слово колумнисту Forbes Досыму Сатпаеву, пишет: «Нужна ли нам такая перспектива – зависеть от России, которая... превращается в технологического изгоя?»
«Технологический изгой», который много лет с успехом осуществляет крупнейшую в мире программу сооружения АЭС за рубежом?! Не смешите, господин Сатпаев!
«Деловая неделя» (Алма-Ата) твердит то же, что и колумнист Forbes: «Это невероятно дорогой проект, под который Казахстану придется взять у России огромный кредит и тем самым попасть в зависимость от Москвы. Это означает, что мы будем должны предоставлять России различные преференции, позволять использовать наши территории и ресурсы и не сможем принимать самостоятельные решения».
«Радио Свобода» опускается до прямой лжи, когда даёт слово «экологическому активисту» Асету Наурызбаеву. Тот на голубом глазу заявляет: «АЭС как экономический проект совсем невыгоден для Казахстана, поскольку последние 10 лет энергия от возобновляемых источников дешевела, а от атомной дорожала. В результате сегодня атомная электроэнергия самая дорогая».
В действительности стоимость энергии АЭС ниже, чем у ТЭЦ, и в разы меньше стоимости энергии, получаемой с помощью ветряков и солнечных электростанций.
Не прекращаются нападки на строительство Россией АЭС в Узбекистане. «Это проект, навязанный Москвой вопреки текущим и долговременным интересам Узбекистана, вопреки добросовестно проведенному анализу и прогнозу», – заявляет Алишер Ильхамов, обосновавшийся в Лондоне.
Послушаем, наконец, что говорят специалисты. Генеральный директор Союза инженеров-энергетиков Казахстана Марат Дулкаиров убеждён в необходимости строительства атомной электростанции в Казахстане. В стратегии «Казахстан-2050», отмечает он, поставлена задача развития «зелёной» энергетики, но это дорогая и непостоянная энергия. «Об альтернативе атомной станции в виде возобновляемых источников энергии не может быть никакой речи», – заявляет ведущий энергетик Казахстана.
Самый сильный аргумент в пользу АЭС состоит в том, что Казахстан имеет огромные запасы урана. Доказанные запасы превышают 800 тысяч тонн, разведанные – 1,4 миллиона тонн. В докладе казахстанского Центра по внедрению новых экологически безопасных технологий (CINEST) «Загнанные в уголь» сопоставляются запасы различных видов энергоресурсов, приведенные к единому нефтяному эквиваленту. На уран приходится 10,3 миллиарда тонн нефтяного эквивалента (т.н.э.), на уголь – 15,9 миллиарда т.н.э., а на нефть – 5,2 миллиарда т.н.э.
Добыча урана в Казахстане составляет около 22 тысяч тонн (255,8 миллиона т.н.э.). Это 62% от всех добываемых энергоресурсов. Для сравнения: на уголь приходится 52,5 миллиона т.н.э., или 13%. Казахстану нужно в полной мере использовать свое урановое богатство! Тем более что в Казахстане уже освоено собственное производство урановых таблеток и тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ).
В настоящее время Минэнерго Казахстана «изучает реакторные технологии ведущих мировых производителей, таких как США, Южная Корея, Франция, Китай, Россия и т. д.». Об этом говорится в ответе министерства энергетики на запрос казахстанскогго портала zakon.kz. Однако нельзя не заметить, что в списке стран, чьи «реакторные технологии» изучаются казахстанскими чиновниками, Россия – на последнем месте, хотя она – общепризнанный лидер мирового рынка АЭС. А США, чья атомная энергетика переживает кризис, – на первом. Почему?
Не так давно американские конгрессмены Майк Крапо и Шелдон Уайтхаус в интервью CNBC заявили: «Если США не восстановят мировое лидерство в отрасли, его захватят другие. Сегодня на Россию и Китай приходится более 60 процентов строящихся атомных станций по всему миру. Учитывая проблемы изменения климата, геополитические риски и угрозы национальной безопасности, мы не можем позволить странам-конкурентам определять ландшафт ядерной энергетики».
«У России передовые ядерные реакторы по сравнению с остальными поставщиками», – отметил в интервью саудовскому онлайн-изданию Sabq один из ведущих экспертов в атомной энергетике, бывший председатель Специального комитета по энергетике и изменению климата британской палаты общин Тим Йео. – Россия является ведущим экспортером своих ядерных технологий, она занимает более 50% мирового рынка».
Вот и ответ. В области атомной энергетики США не в состоянии конкурировать с Россией. Поэтому в ход идёт шантаж правительств тех стран, которые готовы сотрудничать с РФ. Казахстан снова запугивают мифической кредитной кабалой в случае строительства АЭС по российским технологиям и протестами населения. А протесты будут раздуты такими публикациями, которыми полнятся сейчас СМИ Казахстана.
Фото: aktobeinfo.kz