Перейти к основному содержанию
Председатель Сената Польши Томаш Гродзкий заявил, что Речь Посполитая Обоих Народов была уникальным примером европейской интеграции своего времени.

Польша и Литва хотят вдохнуть жизнь в призрак Речи Посполитой

Председатель Сената Польши Томаш Гродзкий, руководитель официальной делегации высокопоставленных польских политиков, прибывших в Литву для празднования 230-летия Конституции Речи Посполитой 1791 года, заявил, что Речь Посполитая Обоих Народов была уникальным примером европейской интеграции своего времени.

Председатель Сената Польши Томаш Гродзкий, руководитель официальной делегации высокопоставленных польских политиков, прибывших в Литву для празднования 230-летия Конституции Речи Посполитой 1791 года, заявил, что Речь Посполитая Обоих Народов была уникальным примером европейской интеграции своего времени.

«Мы [живём] в большой семье Европейского союза и НАТО, но надо помнить, что в ту эпоху Речь Посполитая Обоих Народов была уникальной смесью культур, религий и народов. В некотором смысле, она была предтечей будущего Европейского союза»

Польский сенатор реанимирует миф. Речь Посполитая Обоих Народов – это объединение Польского королевства и Великого княжества Литовского, включавшего в себя земли Литвы и нынешних Белоруссии и Украины. Под лозунги о равенстве языков и культур поляки вытеснили литовский и русский языки, притесняли православное население. В те века литовцы в значительной мере были православным народом, но союз с католической Польшей привёл к тому, что литовцы крестились второй раз –  из православия в католичество.

Речь Посполитая проводила экспансионистскую политику, её руководство в мечтах видела её восточную границу чуть ли не под Киевом. Символично, что Гродзский посетил в Вильнюсе мавзолей Юзефа Пилсудского  –  диктатора,  оккупировавшего по итогам советско-польской войны 1920 г. Западную Украину и Западную Белоруссию.

Конституция 1791 г. реформировала государственные институты Речи Посполитой, урезая права шляхты и магнатов, но крестьянство по-прежнему оставалось в закабалённом состоянии. Скрытым смыслом документа было создание предпосылок для территориального расширения Речи Посполитой. Среди польских политиков того времени были такие, кто предупреждал о губительности подобного шага, указывая, что Российская империя и Пруссия этого не потерпят. Они оказались правы. Планы Варшавы поживиться чужими землями не осуществились. Вслед за принятием Конституции 1791 г. последовал второй раздел Речи Посполитой. 

Проводимые в Польше и Литве помпезные торжества, посвящённые событиям 1791 г., свидетельствуют о том, что Варшава не отказалась от планов переиначить границы в Восточной Европе, а Литва, как её ближайший союзник по НАТО, готова этому содействовать. 

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0