Перейти к основному содержанию
Прибытие Эрдогана на Северный Кипр в 2020 году

Эрдоган готовится к прибытию на Кипр

Эрдоган намерен посетить северную часть острова 20 июля. Он выступит там, по его словам, с важным посланием «по Северному Кипру», которое касается «не только острова, но и всего мира».

Никосия крайне встревожена

На Кипре встревожены. Турция намерена вывести никем не признанную «Турецкую республику Северного Кипра» (ТРСК) из международной изоляции, заявил президент Кипра Никос Анастасиадис.

«Наши усилия направлены на предотвращение любых достижений, к которым Турция будет стремиться с присутствием президента Турции на оккупированных территориях или с любыми его заявлениями о Фамагусте», – подчеркнул Анастасиадис.

Разделённый Кипр

Эрдоган намерен посетить северную часть острова 20 июля. Он выступит там, по его словам, с важным посланием «по Северному Кипру», которое касается «не только острова, но и всего мира». Турецкий президент, уточняет греческая газета Katimerini, расширяет программу своего предстоящего визита. Эрдоган прибудет в ТРСК 19 июля на футбольный матч, на следующий день «помолится в мечети в Никосии, а затем примет участие в церемонии 20 июля и сделает заявления о статусе Вароши [Фамагусты], а также о присутствии турецких беспилотных самолетов в этом районе».

Эти планы вызывают у Никосии резкое отторжение. Спикер Палаты представителей Кипра Анна Димитриу направила письмо «о турецких провокациях» в закрытом районе Фамагусты в турецкой части разделенного острова в адрес спикеров парламентов постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН, спикеров парламентов государств-членов Европейского союза и Совета Европы, спикеров парламентов стран Ближнего Востока и Персидского залива.

В письме официальная Никосия заявляет, что в результате турецкого вторжения в 1974 году и насильственного перемещения законных жителей Фамагусты закрытая территория с тех пор остается "городом-призраком". В нарушение резолюций 550 и 789 СБ ООН, которые призывают к возвращению города его законным жителям под управлением Организации Объединенных Наций, и вопреки положениям других соответствующих резолюций и решений ООН Турция постепенно открывает прибрежный район Фамагусты для эксплуатации. Это противоречит международному праву, резолюциям ООН по Кипру и согласованным рамкам решения кипрской проблемы. Дестабилизирующая роль Турции, заявляет Анна Димитриу, является источником беспокойства не только для Кипра, но и для всего региона Восточного Средиземноморья, представляя угрозу европейской безопасности.

Граница между греческой и турецкой частью Кипра

Ранее министр иностранных дел Кипра Никос Христодулидис призвал США, Европейский союз и остальное международное сообщество предостеречь Эрдогана от «продолжения провокационных и незаконных действий» на Кипре.

Фамагуста уже много лет выглядит городом-призраком. Она была брошена греками-киприотами во время оккупации северной части Кипра турецкими войсками в 1974 году (грекам было велено в течение суток покинуть Фамагусту лишь с теми вещами, которые они могли унести с собой). С тех пор район Вароша, расположенный к югу от основной части Фамагусты, окончательно опустел, номинально попав в буферную зону ООН, но фактически оказавшись под контролем турецких войск. Прежде это был курорт мирового уровня с лучшими в мире пляжами. В 1974 году в Фамагусте было 109 отелей более чем на 11 тысяч мест. Сейчас здесь можно видеть пустые разрушающиеся дома, ржавые машины в гаражах, на которых никто не ездит, траву на тротуарах, по которым никто не ходит. Резолюция ООН запрещает занимать эти дома кому-либо, кроме покинувших район греков-киприотов.

Фамагуста уже много лет выглядит городом-призраком.

Турция, провозгласив здесь в 1974 году «Турецкую Республику Северного Кипра», хочет любой ценой, в обход резолюций ООН, вывести ТРСК из международной изоляции, в том числе за счёт развития туристического комплекса Вароши. В прошлом году Эрдоган там уже побывал. Этот его визит греки расценили как продолжение усилий принять участие в разделе энергетического «пирога» Восточного Средиземноморья. Турция построила трубопровод, соединяющий Турцию и ТРСК, который транспортирует около 75 миллионов кубических метров воды в год и, как говорит Эрдоган, продолжит сейсморазведку и бурение в Восточном Средиземноморье до тех пор, пока не будет достигнуто "справедливое соглашение".

Осуществить эти планы на оккупированной части Кипра и в Средиземноморье Анкаре непросто. Посетив недавно Никосию, председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подтвердила позицию Евросоюза: «Мы никогда в жизни не примем решения на основе двух государств. Здесь мы очень едины и придерживаемся твердого мнения». Комментируя существующие разногласия между Турцией, с одной стороны, и Грецией и Кипром – с другой, фон дер Ляйен заявила, что, «если Анкара хочет взаимодействовать с Брюсселем, ей следует выстраивать здоровые связи и со странами, входящими в Европейское сообщество».

В США сенаторы Боб Менендес и Крис Ван Холлен призвали президента Байдена принять немедленные меры, чтобы послать «сдерживающий сигнал» Эрдогану и отговорить его от открытия Вароши.

Борьба за признание ТРСК и суета вокруг Вароши – часть большой игры Турции не только в Средиземноморье, но и на мировой арене.

Заглавное фото: прибытие Эрдогана на Северный Кипр в 2020 году

Оцените статью
0.0