Защитит ли о человечество от наступления микробов открытие турецких учёных?

Защитит ли человечество от наступления микробов открытие турецких учёных?

60 видов новых бактерий открыто коллективом кафедры молекулярной биологии и генетики Самсунского университета «19 мая» под руководством профессора доктора Невзата Шахина. Были исследованы образцы, взятые из почв и озёр на территории Кипра, России, Нигерии, Индии, Турции и Туркмении. Исследование заняло два года, теперь учёные ожидают, что новые виды бактерий займут своё место в научной литературе. По словам доктора Шахина, новые бактерии позволят работать над созданием новых антибиотиков и других медицинских препаратов, поскольку обнаруженные микроорганизмы относятся к актинобактериям. Именно актинобактерии представляют фармакологический и коммерческий интерес.

«Обнаруженные организмы мы изолируем от их естественной среды обитания, а именно почвы, донных отложений, воды, растительности, тканей, корней. Затем идентифицируем изолированные организмы, применяя тесты международных стандартов. Если среди идентифицируемых нами микроорганизмов есть новые виды, мы присваиваем им названия в соответствии с правилами международной номенклатуры. Далее публикуем статьи в респектабельных журналах и вводим эти виды в научную литературу»,

– говорит Шахин. По его словам, одновременно проводятся исследования по открытию новых лекарств и антибиотиков, связанных с ними. «Кроме того, есть и другие коллективы, работающие над открытием новых лекарств, связанных с организмами, которых мы идентифицировали и назвали. Мы будем продолжать усилия в направлении создания добавленной стоимости из генетических ресурсов нашей страны», – заявляет учёный.

Между тем в мире стремительно растёт проблема антибиотикорезистентности (нечувствительности к антибиотикам) по причине того что, во-первых, за последние несколько десятилетий не было разработано ни одной новой молекулы антибиотика; во-вторых, в производстве антибиотиков  не заинтересованы фармацевтические гиганты. Одновременно с этим уже существующие антибиотики используются бесконтрольно и повсеместно, не только в медицине, но и в производстве продовольствия.

Уже как минимум два десятилетия ВОЗ пытается сделать приоритетной проблему устойчивости к антибиотикам микробов. Тедрос Аданом Гебрейесус заявлял, что «человечество может остаться без защиты из-за устойчивости бактерий к антибиотикам». Антибиотики уже не справляются с 1/4 частью пневмоний у взрослых, а детские желудочные инфекции показали в США рост в 700 раз на фоне устойчивости микробов к антибиотикам.

При этом особенно опасно то, что антибиотики стали широко применять для лечения детей, а около 40% родителей считают, что они полезны при общей простуде, а 37,9% уверены, что антибиотики лечат вирусные заболевания. В итоге антибиотикорезистентность стремительно «молодеет».

Возможно, новые бактерии, открытые турецкими учёными, послужат делу спасения человечества, если на их основе будут созданы действительно новые антибиотики. Разумеется, для этого необходим во-первых, интерес фармацевтической отрасли и, во-вторых, жёсткий контроль за применением новых препаратов. Иначе микробы возьмут верх над человечеством.

Соб. корр. ФСК