Перейти к основному содержанию
Пользуясь своим реноме «лидера мирового здравоохранения», США пытаются руководить в масштабах мира борьбой с ковидом. Комментаторы и наблюдатели, характеризуя беспомощность этой страны в деле борьбы с пандемией, обсуждают различные версии её происхождения

Американское здравоохранение: деньги – цель, здоровье – средство

Пользуясь своим реноме «лидера мирового здравоохранения», США пытаются руководить в масштабах мира борьбой с ковидом. Комментаторы и наблюдатели, характеризуя беспомощность этой страны в деле борьбы с пандемией, обсуждают различные версии её происхождения.

О системе медицинского обслуживания в США

США любят поучать весь мир. Поучают и насчёт того, как лечить людей. До недавнего времени считалось чуть ли не аксиомой, что американская медицина лучшая (одна из лучших) в мире: ведь США лидируют по величине расходов на медицину.

Согласно рейтингу ВОЗ World Health Organization: Global Health Expenditure 2020, доля расходов на здравоохранение в ВВП США в 2017 году составила 17,1%. У Швейцарии, занимающей по этому показателю второе место в мире, – 12,3% ВВП. У большинства других стран Западной Европы относительный уровень расходов на здравоохранение находился в диапазоне 9-11 процентов ВВП. У России – 5,3%, по Китая – 5,2%.

А вот самые свежие статистические данные органов здравоохранения по США за 2020 год, когда была объявлена «пандемия» и расходы на здравоохранение резко увеличены. По сравнению с предыдущим годом они выросли на 9,7% и достигли 4,1 трлн. долл. Их относительный уровень подскочил до невиданного в истории США показателя в 19,7% ВВП. В расчете на душу населения расходы также стали рекордными – 12.530 долл. А доля США в мировых расходах на здравоохранение – почти 50%! Может возникнуть представление, что Америка – страна, где здоровье стало высшей ценностью. Однако всё далеко не так.

США, пользуясь своим реноме «лидера мирового здравоохранения», пытаются руководить в масштабах мира борьбой с ковидом. Однако итоги двух лет такой борьбы продемонстрировали беспомощность США даже внутри страны. Посудите сами. На 3 января 2022 года суммарное число заболевших от вирусной инфекции COVID-19 в мире достигло 290,66 млн. человек, в том числе в США – 56,14 млн. Суммарное число умерших от этого заболевания в мире составило 5,46 млн. человек. В том числе в США – 847,4 тыс. Получается, что на США пришлось 19,3% всех заболевших и 15,5% умерших в мире от COVID-19 И это при том, что доля США в населении Земли составляет 4,3%. Вывод: заболеваемость от ковида в США выше среднемирового уровня в 4,5 раза; смертность – в 3,6 раза.

Давайте посмотрим на ситуацию в США и в мире за последнюю неделю минувшего 2021 года. Число новых заболевших в мире за это время составило 9,42 млн. чел. В США – 2,53 млн. Число умерших с диагнозом «ковид» в мире в предновогоднюю неделю равнялось 40.760 чел. В США – 7.695.

Предновогодняя картина еще более неприглядна, чем в целом за двухлетний период. При этом Америка имеет очень хорошие (на фоне среднемировых) показатели по вакцинации от ковида. На 1 января этого года число полностью вакцинированных в США составило 72,93% (среднемировой показатель – 59,0%), а число полностью вакцинированных – 61,16 % (среднемировой показатель – 49,8%).

Комментаторы и наблюдатели, характеризуя беспомощность США в деле борьбы с пандемией, обсуждают различные версии такой беспомощности: или США делают лишь вид, что борются с «пандемией»; или выбрали ложный путь для ведения такой борьбы; или изначально их система здравоохранения была выстроена неправильно. Думаю, все названные версии имеют право на существование, но третья – самая фундаментальная и самая опасная для будущего Америки.

Американская система здравоохранения уникальна в группе ведущих стран мира. Она не гарантирует всем гражданам страны оказание медицинской помощи. Тот же Барак Обама, став хозяином Белого дома, огласил некоторые, мягко говоря, неприглядные стороны этой системы, сославшись на Бюро переписи населения США. По его данным, в 2009 году не имели медицинской страховки 50,7 миллионов жителей, или 16,7% населения. Еще для 30% граждан медицинская помощь оказывалась в неполном объеме.

Отмечу, что основными источниками расходов Америки на здравоохранение являются следующие (на 2021 год, %): частное страхование – 33; страхование по линии государственного агентства Medicare – 22; страхование по линии государственного агентства Medicaid – 16%; другие государственные программы – 12; «карман» граждан – 10; другие частные источники – 7.То есть половина расходов приходится на государство, вторая половина – на негосударственные источники.

Обама хотел довести покрытие расходов на здравоохранение за счет государства до 80-90 процентов, а всеми видами медицинских страховок (как государственных, так и частных) защитить все население страны. Ему и следующему президенту Дональду Трампу удалось лишь частично решить эту задачу. В 2019 году все ещё не имели медицинской страховки 32,8 млн. человек, или 12,1% населения США.

О том, что американская система здравоохранения далека, мягко выражаясь, от совершенства, свидетельствует и показатель средней продолжительности жизни. ВОЗ раз в несколько лет выстраивает рейтинги стран по этому показателю. Последний – на 2015 год. В списке, состоящем из 198 стран, США находятся на 41-й строчке с показателем 80 лет. Первые семь мест с показателем 84 года занимают сразу семь стран: Макао, Гонконг, Сингапур, Япония, Италия, Испания и Швейцария. И что может показаться удивительным, более высокую продолжительность жизни, чем США, имеют некоторые развивающиеся страны: Коста Рика, Реюньон, Французская Гвиана, Чили, Куба и др.

ООН периодически публикует рейтинги стран по относительному показателю смертности (количество смертных случаев в расчете на 1000 жителей). Последний рейтинг – на 2017 года, в рейтинговом списке – 195 стран. На одном полюсе Сьерре-Леоне с самым высоким уровнем смертности (13,9). На другом – ОАЭ с самым низким уровнем смертности (1,5). А богатая Америка оказалась точно в середине этого списка с показателем 8,2.

В августе 2021 года было опубликовано исследование состояния здравоохранения в одиннадцати богатейших странах мира: Австралии, Канаде, Франции, Германии, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Оно было проведено некоммерческой организацией Commonwealth Fund. Информационная база для проведения исследования – данные ВОЗ, ОЭСР, других организаций, а также социологические обследования.

Для оценки системы здравоохранения были выделены пять основных категорий оценки: доступ к здравоохранению, процесс лечения, административная эффективность, справедливость, результаты. Каждая категория охватывает несколько элементов медицинских услуг. Например, оценка доступа к медицинской помощи охватывает как доступность медицинской помощи, так и время, затраченное на ее получение. Всего общая оценка включает 71 показатель.

И одна страна устойчиво продолжает занимать последнее, одиннадцатое место в рейтинге. Это Соединенные Штаты. На первом месте в рейтинге в этот раз (2021) оказалась Норвегия, на втором – Нидерланды. Непосредственно над США находятся Швейцария (9 место) и Канада (10 место). Из одного исследования в другое оценка последнего места США в рейтинге сопровождается такими характеристиками: «самая высокая смертность населения в целом», «самая высокая детская смертность», «самые высокие цены на медицинские услуги», «отсутствие всеохватывающей системы медицинского страхования» (единственная страна среди 11-ти, где нет такой системы).

Разительное отставание США от остальных десяти богатейших стран выглядит особенно неприлично на том фоне, что, например, ряд стран снизили цены на медицинские услуги, а Германия в 2013 году полностью отменила оплату пациентом посещения врача. Нынешние лидеры рейтинга – Норвегия и Нидерланды – резко облегчили доступ пациента к врачу (по показателю времени от телефонного звонка до приёма). Авторы доклада признают, что разрыв между США и большинством других стран из списка «11 богатых» не уменьшается, а растёт. И это притом, что как отмечается в исследовании, у США абсолютные и относительные расходы на здравоохранение в группе «11 богатых» самые высокие и их отрыв от остальных десяти стран не уменьшается. Авторы доклада уходят от объяснения подобного парадокса.

А объяснение очевидно: американское здравоохранение превратилось в машину по деланию больших денег. Деньги стали целью, а здоровье (вернее, его отсутствие) – средством.

Фото: REUTERS/Andrew Kelly

Оцените статью
0.0