Перейти к основному содержанию
Иностранный капитал в России в условиях санкционной войны

Иностранный капитал в России в условиях санкционной войны

Эксперты обсуждают, какими должны быть действия российских властей в отношении имеющихся иностранных инвестиций. Временно заблокировали продажу активов, а дальше что? Вариантов действий много.

Чем Россия может ответить на град санкций

Санкции против России сыплются как из рога изобилия. Оценить общий ущерб от санкций, которые сыплются на Россию, пока не представляется возможным. Хотя кое-какие цифры имеются. Так, Западом принято решение о замораживании международных резервов России. Чем Россия может ответить? Многие говорят, что ответ возможен лишь в военно-политической сфере. Не могу с этим согласиться. Есть возможности ответа и в сфере экономики.

Так, блокировка операций российских банков через систему СВИФТ может рассматриваться как форс-мажор. Санкция не легитимна с точки зрения международного права, т.к. не одобрена Совбезом ООН. Стало быть, Россия, согласно канонам международного права, имеет возможность объявить дефолт по обязательствам перед всякого рода нерезидентами (иностранными юридическими и физическими лицами). А какова общая величина обязательств России перед нерезидентами?

На 1 октября 2021 года величина таких обязательств со стороны России (государственного сектора, банков, нефинансового сектора, сектора домашних хозяйств) составляла 1.180,2 млрд. долл. Это почти в четыре раза больше оцениваемой величины замораживаемых валютных резервов Российской Федерации. Так что возможности для компенсации ущерба и нанесения ответного удара неплохие.

Думаю, что в сложившейся ситуации следовало бы провести глубокую ревизию наших внешних обязательств и выяснить, насколько жизненно необходимыми для российской экономики являются те или иные активы нерезидентов. Дать оценку реального вклада иностранных инвесторов в развитие российской экономики. А также выяснить реальное происхождение активов (исходную юрисдикцию иностранного инвестора). Не дожидаясь результатов такой ревизии, необходимо принять две меры, которые должны действовать в течение чрезвычайного периода.

Во-первых, запретить иностранцам сделки с их активами в российской экономике (продажа акций и паев, переуступка требований по кредитам и займам и др.).

Во-вторых, запретить иностранным инвесторам вывод за пределы страны доходов, получаемых от активов в российской экономике.

Ряд решений властей России по этим мерам уже принят или готовится. 1 марта правительство объявило, что планирует временно ограничить иностранному бизнесу выход из российских активов.

Не дожидаясь президентского указа, Банк России 2 марта сообщил, что «для предотвращения массовой продажи российских ценных бумаг, вывода денег с российского финансового рынка и для поддержания финансовой стабильности» страны он направил предписание, которым «временно запретил брокерам исполнять поручения иностранных клиентов на продажу ценных бумаг». Банк России приостановил также перевод дивидендов иностранных инвесторов за рубеж.

Чтобы понять, насколько важна мера по запрету вывода инвестиционных доходов из России, приведу некоторые цифры. Согласно данным платёжных балансов, составляемых Банком России, в течение всех лет существования Российской Федерации объём инвестиционных доходов нерезидентов, выводимых из нашей страны, всегда существенно превышал объём инвестиционных доходов, которые поступали в Россию от зарубежных активов российского происхождения. Такое превышение называется чистым оттоком, или отрицательным сальдо баланса инвестиционных доходов. Вот величина отрицательного сальдо за последние годы (млрд. долл.): 2018 г. – 38,6; 2019 г. – 50,0; 2020 г. – 33,8; 2021 г. – 41,6.

Только за тринадцать лет (2009–2021 гг.) чистый отток инвестиционных доходов составил 547,3 млрд долл. В среднем за год потери российской экономики составили 42,1 млрд. долл. А вот раскладка по инвестиционным доходам за 2021 год (млрд. долл.): поступило в Россию – 69,2; выведено из России – 110,8. Такой высокой доходности инвесторам в мире сегодня надо ещё сильно поискать. Доходы высочайшие, а вот обещанного вклада иностранных инвесторов в виде новых технологий и оборудования, развития наукоемких производств не видно. Львиная доля инвестиций осуществляется в добычу природных ресурсов, финансовый сектор и торговлю.

Даже если бы 24 февраля не началась специальная военная операция на Украине и на Россию не обрушился бы поток санкций, следовало бы ограничить или запретить на определённый срок вывод доходов из страны, заставив иностранный бизнес реинвестировать прибыли в российскую экономику, как поступает Китай.

Сегодня эксперты обсуждают, какими должны быть действия российских властей в отношении имеющихся иностранных инвестиций. Временно заблокировали продажу активов, а дальше что? Вариантов действий много.

1. Принимаемые российскими властями меры по запрету сделок с иностранными активами и переводу прибыли за рубеж из временных сделать постоянными. По крайней мере на все время санкционной войны.

2. Осуществить выкуп иностранных активов российским государством (национализация с компенсацией).

3. Провести конфискацию иностранных активов в пользу российского государства (национализация без компенсации).

4. Разрешить покупку иностранных активов российским инвесторам.

5. Разрешить покупку иностранных активов инвесторам из дружественных стран (имеются в виду прежде всего инвесторы из Китая).

Каждый вариант имеет плюсы и минусы. Если Россия действительно хочет получить компенсацию за ущерб, связанный с замораживанием ее активов странами Запада, логичным является вариант конфискации (национализации без компенсации). Что касается национализации с компенсацией, то этот вариант сомнителен не только с политической стороны. Его реализация станет дополнительной обузой для российского бюджета, который в ближайшее время и так будет испытывать перегрузки.

Что касается «прочих инвестиций», к которым относятся кредиты, займы и ссуды, то тут очевидным вариантом является приостановка платежей как по обслуживанию, так и погашению до тех пор, пока будет действовать заморозка наших зарубежных активов. Если Запад от заморозки перейдёт к конфискации, мы должны будем просто аннулировать все ранее заключенные договора по кредитам, займам и ссудам.

В любом случае подход к иностранным активам должен быть дифференцированным. Жёсткие санкции следует применять к активам инвесторов из тех стран, которые являются инициаторами «адских» санкций в отношении России. Это в первую очередь США, Великобритания, ряд стран ЕС. Согласно данным Банка России, на 1 октября прошлого года накопленные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) имели следующую географическую структуру (млрд. долл., в скобках – доля в % от итога по всем странам):

Кипр            – 181,5 (30,5)

Великобритания  – 55,0 (9,2)

Нидерланды      – 47,9 (8,0)

Бермуды         – 42,9 (7,2)

Ирландия        – 29,4 (4,9)

Люксембург      – 29,0 (4,9)

Багамы          – 27,0 (4,5)

Франция         – 25,7 (4,3)

Германия        – 22,9 (3,8)

Швейцария       – 19,7 (3,3)

В эту десятку стран, откуда пришли наибольшие объемы ПИИ, не вошли США, которые являются главными инициаторами «адских санкций» против России. ПИИ из Соединенных Штатов составили всего 6,0 млрд. долл. (1,0%). Конечно, картинка, которая представлена на сайте Банка России, - формальная. Можно сказать, липовая. Шесть из десяти главных экспортеров капитала в Россию – офшоры и офшорные «прокладки» (Кипр, Нидерланды, Бермуды, Ирландия, Люксембург, Багамы). На них пришлось 60% всех накопленных ПИИ в России. Этими офшорами и «прокладками» пользуются инвесторы из США, Великобритании, Франции, Германии и других западных стран, ведущих санкционную войну против России. Для примера можно привести исследование ЮНКТАД 2019 года. В нём была поставлена задача выявить непосредственного конечного инвестора (ultimate investing country), приходящего в экономику России. По данным Банка России, на конец 2017 года ПИИ из США составили 3,05 млрд. долл. А по оценкам ЮНКТАД – 39,1 млрд. долл., т. е. почти в 13 раза больше. Были также выявлены многократные занижения ПИИ из Великобритании, Германии, Франции, других стран ЕС.

Чтобы вести более прицельную и эффективную санкционную войну с Западом, нам надо иметь объективную картинку.

P.S. При принятии решений по иностранным инвестициям надо иметь в виду не только экономические аспекты вопроса, но и то обстоятельство, что иностранный капитал может оказывать сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны пребывания. Так, в январе мы были свидетелями бурных событий в соседнем Казахстане. Там важным фактором негативного развития событий стало усилившееся влияние иностранного (прежде всего, британского и американского) капитала на власти Казахстана. Мы знаем, что в России давно введены ограничения и запреты для физических и юридических лиц – иноагентов, но почему-то забывается, что особую угрозу для безопасности страны могут представлять иностранные инвесторы.

Фото: REUTERS/Dado Ruvic

Оцените статью
0.0