Перейти к основному содержанию
Александр Вучич идёт в Европу

Сербия на длинном пути в ЕС и НАТО

На официальном уровне в Белграде тоже периодически раздаются заверения в вечной дружбе с Россией, однако некоторые практические шаги выглядят кардинально иначе. За последние два десятка лет в кресле президента Сербии побывали представители разных политических партий и движений, но все они последовательно и неуклонно придерживались курса на вовлечение своей страны в ЕС и НАТО.

К уточнению позиции сербских властей в связи с последними событиями на Украине. Только факты

Если спросить обычных сербов, как они относятся к русским и оценивают отношения между нашими странами, ответ будет схожим – мы братья! И приведут массу аргументов, от обьединяющего нас православия и совместной борьбы с фашизмом до единства мнений по многим проблемам современности. Сербы непременно скажут, что мы единый народ и нас – 300 миллионов! Однако тот же серб скажет, что русские, конечно, братья, но наше будущее – в Европе.

На официальном уровне в Белграде тоже периодически раздаются заверения в вечной дружбе с Россией, однако некоторые практические шаги выглядят кардинально иначе. За последние два десятка лет в кресле президента Сербии побывали представители разных политических партий и движений, но все они последовательно и неуклонно придерживались курса на вовлечение своей страны в ЕС и НАТО.

1 июня 2003 года на заседании Европейского совета Сербия вместе с пятью другими государствами западных Балкан получила статус «потенциального» кандидата», и вскоре начались предметные переговоры о подписании Соглашения об ассоциации и стабилизации между Сербией и ЕС. А в мае 2006 года ЕС заморозил переговоры, потребовав передать Международному трибуналу легендарного генерала Ратко Младича; за информацию о его местонахождении была назначена награда в 10 млн евро. В Белграде приложили все силы, но смогли найти и сдать только генерала Здравко Толимира и ряд других высокопоставленных военных, а также бывшего начальника Службы безопасности Сербии Властимира Джорджевича. В Брюсселе сменили гнев на милость, и в июне 2007 года переговоры возобновились.

Генерал Младич был арестован в Сербии и экстрадирован в Гаагу в 2011 году. 22 ноября 2017 года Гаагский трибунал приговорил его к пожизненному заключению. 8 июня 2021 апелляция Младича была отклонена.

Соглашение об ассоциации было подписано 29 апреля 2008 года. В конце 2009 года Сербия подала заявку на вступление в ЕС и в ответ получила Опросный лист – 2 483 вопроса, разделённых на 6 разделов и 33 главы. Это был фактически перечень требований, если не сказать ультиматум. Ответы были направлены в Европейскую комиссию 31 января 2011 года и после изучения степени готовности Белграда выполнять все условия Сербия получила официальный статус страны-кандидата. Это случилось 1 марта 2012-го, а в сентябре 2017 года еврокомиссар Йоханнес Хан заявил, что Сербия может стать членом Европейского союза после 2023 года.

29 июня 2017 года в составе правительства Сербии появилось новое ведомство – министерство европейской интеграции. Оно было создано на основе созданной еще в 2004 году правительственной канцелярии по присоединению к Европейскому союзу, причем обоснованием послужил «резко возросший обьем работы в данном направлении». Министерство получило в свое распоряжение огромное здание в центре Белграда и начальный бюджет в 10 млн. евро в год.

В 2018 году в Еврокомиссии объявили о намерении ускорить процесс вхождения Сербии в ЕС, однако Белграду для этого придется заключить «юридически обязывающее соглашение о нормализации отношений с Косово». Президент Александр Вучич заявил, что Сербия планирует закрыть все главы процесса переговоров к 2019 году, однако сделать это ему не удалось из-за массовых народных протестов. Впрочем, в Брюсселе не очень расстроились – процесс был запущен. Еще в феврале 2012 года Сербия и Косово подписали соглашение, согласно которому самопровозглашённая республика получила право участвовать в региональных международных форумах по вопросам Балканского полуострова, а также договорились о совместном управлении пунктами пропуска на административной границе. В августе 2015 года Белград и Приштина достигли договорённостей по проблеме Северного Косова и в сфере энергетики и телекоммуникаций.

Однако Евросоюзу очень хотелось поскорее, и в январе 2022 года в Сербии провели референдум об изменении конституции. Поводом стало требование Евросоюза реформировать правосудие как условие ускорить процесс евроинтеграции. Сигнал был принят, 15 февраля А. Вучич распустил Народную скупщину (парламент) и назначил досрочные выборы на 3 апреля.

Что касается сотрудничества Сербии с НАТО, то здесь наблюдается не меньшая настойчивость. Еще 18 июля 2005 года было подписано соглашение о транзите войск блока через территорию Сербии с использованием аэродромов, шоссейных и железных дорог, а также информационных и коммуникационных систем. В  декабре 2006-го Белград присоединился к программе НАТО «Партнёрство во имя мира».

С 2008-го начались активные мероприятия по реформированию сербской армии в плане подготовки её к вступлению в НАТО. В 2011-м был заключён договор о принятии Сербией кодификационной системы НАТО, в том же году сербский министр обороны и представители НАТО подписали соглашение о безопасности информации, по которому спецслужбы блока получали полный доступ к «чувствительным сведениям». В январе 2015 года подписан IPAP (Individual partnership action plan) – Индивидуальный план действий партнерства, которым предусматривалось дальнейшее расширение сотрудничества с НАТО во всех сферах военной деятельности. Месяц спустя скупщина ратифицировала соглашение с НАТО Status of Forces Agreement, в результате чего военнослужащие НАТО получили дипломатический иммунитет и были освобождены от ответственности в случае нанесения ими  ущерба и даже гибели сербских граждан.  Бывший тогда премьером Александр Вучич пояснил, что НАТО необходима Сербии как союзник в деле  «защиты сербского народа в Косове», а глава МИД Ивица Дачич отметил, что отрицание сотрудничества с НАТО – это предательство национальных интересов Сербии.

12 февраля 2016 г. на внеочередном заседании скупщины депутаты приняли закон о ратификации соглашения между Сербией и НАТО о сотрудничестве в области логистической поддержки. В ноябре 2017 года Александр Вучич и Йенс Столтенберг в очередной раз обсудили взаимодействие Белграда и НАТО. Генсек блока похвалил сербские власти за проводимый курс и отметил, что «партнерство альянса с Сербией включает в себя более 100 мероприятий в год».

6 февраля 2019 года был подписан протокол о вступлении Северной Македонии в НАТО, причем сербский президент А. Вучич был в числе первых, кто поздравил Й. Столтенберга и приветствовал вступление Северной Македонии в альянс, главным противником которого официально провозглашена Россия. Всего за неполных три года Северная Македония успела столько, что 7 марта 2022 года решением правительства РФ она была включена в список недружественных России стран.

В отношениях с Россией сербские власти показали, что главное для них-то реакция Запада. Так, 8 мая 2015 года, находясь в Москве (!), президент Томислав Николич заявил: «Я уверен, что ЕС не позволит, чтобы так называемый «Турецкий поток» прошёл через Сербию. Этот трубопровод должен пойти из Греции в Сербию, но в этом случае сербская сторона должна будет уже сама финансировать строительство своего участка трубопровода, не будет транзитной страной и будет покупать газ как простой потребитель. Я думаю, что реализация «Турецкого потока» невозможна, и из этого направления мы газ получать не будем». А затем последовало еще одно примечательное заявление: «Конечно, нам нужен газ. Если в 2018 году Россия прекратит подачу газа через Украину, мы останемся без газа. Это («Турецкий поток») была бы альтернатива, но я только сказал, что это не адекватная альтернатива «Южному потоку». То есть сербский президент обьявил, что многое зависит от позиции ЕС, а что касается Сербии, то газ ей очень нужен, но финансировать строительство трубопровода и закупать его по мировым ценам она не намерена. Сербия рассчитывает, что трубу построит РФ, а на газ даст скидку – мы же братья!

Поразительно, но это сработало! В мае 2018 года в Сербии побывал глава МИД РФ Сергей Лавров. Сербский министр Ивица Дачич заявил, что Сербия действительно хочет стать членом единой Европы, но при этом останется другом России. Реакция С. Лаврова вызвала в Белграде фурор: «Сейчас многие исповедуют старый подход, выражающийся в том, что или мы дружим с вами и не общаемся с ними, или наоборот. Но вот Сербия хочет дружить с Россией и в то же время быть членом Евросоюза. Очень взвешенное и грамотное решение».

17 января 2019 года, находясь с визитом в Белграде,  президент В. Путин заявил относительно продолжения через территорию Сербии «Турецкого потока»: «Мы готовы вложить средства в инфраструктуру на территории Сербии, это примерно 1,4 млрд. долларов, и мы начали эту работу». Одновременно был подписан контракт на поставку российского газа в Сербию по цене 270 долларов за тысячу кубометров. «Для нас это спасение, не будет проблем с электричеством, газом и отоплением» – так оценил соглашение президент Вучич. С 1 января 2020 года Газпром начал поставлять газ в Сербию по новому маршруту – по морскому газопроводу «Турецкий поток» и далее через Турцию и Болгарию.

Особо следует остановиться на военно-техническом сотрудничестве. С 2016 года из России в Сербию безвозмездно поставлены 30 танков Т-72МС и такое же количество боевых машин БРДМ-2. Белград также получил по символической цене 12 истребителей МиГ-29, семь ударных вертолетов Ми-35 и три транспортных Ми-17. Были поставлены ЗРПК «Панцирь-С1», а в 2019 году в Сербию была доставлена ЗРС С-400 «Триумф» для демонстрации характеристик. Местные военные были в восторге, однако А. Вучич заявил, что «сейчас денег нет, но Сербия будет копить». Компромиссным и недорогим вариантом для Белграда могла стать покупка российских комплексов С-300ПМУ-2, и такая возможность обсуждалась. Однако тут стало известно, что в КНР закуплены разведывательно-ударные БПЛА CH-92A и три батареи ЗРК средней дальности FK-3. Это экспортный вариант ЗРК HQ-22, который был создан в Китае на основе российских С-300, купленных у Москвы в 1990-х годах. В том же 2019 году Министерство обороны Сербии подписало контракт с европейским объединением MBDA о приобретении ПЗРК Mistral 3, а также интеграции ЗУР в состав вооружения сербского самоходного зенитного артиллерийского комплекса PASARS-16.

Зенитно-ракетный комплекс HQ-22 на военном параде в Пекине, 2019 год.
Фото: Анна Раткогло / РИА «Новости»

В январе 2022 года А. Вучич анонсировал закупку более 30 вертолетов. Предполагается приобрести 11 машин H-145 производства компании Airbus, и 20 – российского производства, что на первый взгляд вполне может рассматриваться как пример лояльности братской Сербии. Однако! При детальном рассмотрении выясняется, что в РФ планируется закупить лишь четыре Ми-35, три Ми-17 и два Ка-32. А вот еще 11 Ми-35 будут приобретены у Кипра, куда эти вертолеты были поставлены еще в 2001 году и после интенсивной эксплуатации подошли к выработке ресурса. Между тем план незамысловат – следующим шагом должно стать обращение к производителям с просьбой провести капитальный ремонт и модернизацию. Неужели россияне откажутся привести их в боеготовое состояние? Что касается натовских Airbus Н-145, каждый из которых обойдет в 4-5 млн. долл., то в РФ есть аналоги – «Ансат» и Ка-226, по многим характеристикам превосходящие европейский вертолет. Однако такая возможность в Белграде даже не рассматривалась.

В конце 2021 года Александр Вучич намекнул на планы покупки 12 новых истребителей для ВВС страны. Тему прояснил министр обороны Небойша Стефанович, выступая 28 декабря в эфире национального телевидения. Отвечая на вопрос журналистки, какие самолеты выберет Сербия, министр ответил: «Шансов в настоящий момент больше за то, чтобы взять истребители «Рафаль» французского производства... Но решение еще не принято, поскольку речь идет об очень дорогих вещах».

За чей счет планируются такие закупки? Ответ дал генеральный директор «Сербиягаз» Душан Баятович. Он сообщил, что в ближайшее время сербская сторона начнет переговоры с «Газпромом» и рассчитывает до 1 июня подписать новый контракт сроком на 10 лет.  В Белграде намерены получать газ по текущей цене 270 долларов за тысячу кубометров, что «крайне важно для сохранения промышленного производства и рабочих мест». Д. Баятович особо подчеркнул, что «Россия всегда выполняет все свои обязательства и объемов газа будет достаточно». И уже 23 февраля 2022 года Министерство обороны Сербии подписало контракт на закупку двух турбовинтовых военно-транспортных самолетов Airbus С295.


Нельзя не упомянуть о позиции сербских властей в связи с последними событиями на Украине. 2 марта Сербия в ходе голосования на Генассамблее ООН поддержала резолюцию против специальной военной операции России, присоединившись к тем, кто считает это агрессией. А. Вучич признал, что пойти на такой шаг его заставили обстоятельства и внешнее давление других стран.  «Если бы мы не проголосовали в ООН так, как проголосовали, сегодня бы мы были без 30-50 фабрик». И добавил, что если бы Белград не одобрил резолюцию, то уже сейчас «поезд был бы здесь и нас давил». А в обращении к сербской общественности после голосования на ГА ООН Вучич заговорил о возможном исключении России из ООН!

Кавалер ордена Александра Невского лукавит: в феврале он заявил в Монако, что Сербия всегда поддерживала суверенитет Украины. А ранее Вучич указал, что Сербия не может официально признать Крым российским: «Если бы мы сегодня это сделали, нам бы привели аналогию с Косово. Сказали бы, что по такому принципу Косово тоже является независимым и что у нас больше нет права за него бороться. Я считаю, что любой нормальный человек и в России, и в любой другой стране это понимает». И вновь лукавство, если не сказать жестче: еще в 2011 году европейские политики подчеркнули, что признание независимости Косова не является условием для принятия Сербии в ЕС*.

Тысячи граждан Российской Федерации оказались в эти дни в Европе в очень непростой  ситуации в связи с  блокировкой банковских карт и закрытием воздушного пространства. Одной из немногих возможностей вернуться на Родину осталось вылететь в Москву из Белграда. И что сделали наши «братья», которых мы многократно спасали? Они подняли цены: стоимость одного билета экономкласса на рейс JU 652 (компания AirSerbia) по маршруту Белград – Москва на 10 марта начинается от 63 493 руб. за трехчасовой перелет. Авиаперевозчик пояснил повышение цен падением курса рубля, но рубль обесценился примерно на 40%, а стоимость билета мгновенно выросла на 120%. Такая вот политэкономия.

Фото: sns.org.rs

Оцените статью
0.0