Перейти к основному содержанию
Последний спецрезерв Вашингтона

Последний спецрезерв Вашингтона

Президент США Джозеф Байден непревзойденный мастер многозначительных оговорок. На этот раз в ходе визита в Варшаву он ненароком выдал одну из сокровенных тайн американской политики, когда назвал главу Польши Анджея Дуду «господином послом».

О возможной подоплеке экстренного визита президента США в Польшу

Президент США Джозеф Байден непревзойденный мастер многозначительных оговорок. На этот раз в ходе визита в Варшаву он ненароком выдал одну из сокровенных тайн американской политики, когда назвал главу Польши Анджея Дуду «господином послом». И хотя Байден не уточнил, чей это посол, всему миру и без того известен секрет Полишинеля, который состоит в том, что Дуда действительно не столько президент Польши, сколько представитель интересов США в этой стране.

В том же неоднозначном духе Байден выдержал и свою дальнейшую речь, в которой сделал главный упор на «священный» характер американских обязательств в рамках статьи 5 Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 года о создании НАТО: «США считают "священной обязанностью" выполнение пятой статьи Североатлантического договора, подразумевающей принцип коллективной безопасности стран НАТО, и их союзники могут на них рассчитывать… Байден подчеркнул, что в нынешних условиях, с его точки зрения, для НАТО предельно важно, чтобы альянс "оставался абсолютно, целиком и полностью единым, чтобы не было расхождения во взглядах"».

«Посол» Дуда, разумеется, вежливо слушал и даже согласно кивал головой. О чем он при этом думал, можно понять из его недавних речей, в которых верность англосаксонских союзников своему «священному долгу» он расценивал как стремящуюся к нулю: «Мы очень хорошо знаем из истории нашего региона, нашей страны, мы понимаем, что значит, когда нас покидают союзники в момент угрозы. Знаем, как больно равнодушие союзников, мы это чувствовали, хотя бы в 1945 году, когда наши бывшие союзники предали нас, договариваясь со Сталиным, оставили нас в так называемой "советской зоне влияния" за железным занавесом».

Такие мрачные ассоциации не удивительны, ибо кому как не американской марионетке опасаться повторения подобных исторических казусов. А поводов для таких опасений у поляков сейчас не меньше, чем в прошлом. Взять те же разглагольствования Байдена о «священном долге» Америки. Мало того что англосаксам такие высокоморальные категории вообще не свойственны. Так ведь и поводом для этого стала весьма двусмысленная пятая статья натовского договора, которая оставляет очень большой простор для воображения. Напомним её содержание согласно официальному тексту НАТО:

«Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности».

Таким образом Байден, фактически называет «священным долгом Америки» право США помогать, например, той же Польше «путём немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым». То есть если не сочтет необходимым, может вообще ничего не делать. Или выразить «глубокую озабоченность».

Но почему об этом вообще зашла речь на встрече в Варшаве с учетом того, что Россия не обнаруживает ни малейших признаков готовности к военной агрессии ни против Польши, ни против любой другой страны НАТО?

Воспринимать это иначе, как в контексте территориальных амбиций самой Польши достаточно сложно. Своей очередной кульминации эта тема достигла после внеочередного саммита НАТО по Украине 24 марта, который Варшава использовала для продвижения своей «сверхценной» идеи о вводе на территорию Украины неких «миротворческих сил» НАТО. Однако лидеры Североатлантического альянса категорически не пожелали, чтобы польское вторжение в Западную Украину, а именно это имеется в виду под вывеской «миротворческой операции», проходило с ведома НАТО и в рамках общей ответственности членов этой организации.

Казалось, вопрос отпал сам собой. Варшава осталась наедине с фантомными болями своих имперских амбиций и вряд ли рискнет дразнить русского медведя сольными «гастролями» на украинской территории. Тем более что о последствиях её предупредили: «Наши польские коллеги уже заявили, что сейчас будет саммит НАТО, надо направлять миротворцев. Они, надеюсь, понимают, о чем идет речь. Это будет то самое прямое столкновение российских и натовских вооруженных сил, которого все не то что хотели избежать, а говорили, что никогда не должно состояться в принципе»

И вот после того, как точки над «i» вроде бы были поставлены и ситуация в этом смысле несколько разрядилась, в Варшаву нагрянул американский президент с миссией сообщить полякам о «священном долге» Америки по их защите. При том, повторюсь, что нет ни единого признака угрозы со стороны РФ. Об этом не далее как в январе говорил и Дуда: «Я, как и те, с кем я говорил, убеждены, что серьезной угрозы для Польши, непосредственной военной [угрозы], сейчас нет. Нет никаких сигналов, которые указывали бы на такую непосредственную угрозу».

С тех пор Россия начала специальную военную операцию на Украине, с учетом которой и без того нулевая вероятность столкновения России с Польшей стала еще меньше. Но тогда о каком «священном долге» говорит Байден?

Здесь мы вступаем в область гипотетических предположений, поскольку вторгаемся в сферы, которые для нас, простых смертных, запретны.

Тем не менее нам представляется, что действия и заявления Вашингтона могут говорить о его вполне определённой логике. Которая увязывает в одно целое общую геополитическую ситуацию и близкое к катастрофе военно-политическое положение американского проекта «анти-Россия» на Украине.

И этот проект, согласно такой логике, необходимо незамедлительно спасать. А с учетом ценности данного геополитического актива США спасать любыми доступными средствами. Таким средством с точки зрения Вашингтона как раз и является Польша (в смысле ее военно-стратегического значения для Америки это, по сути, вторая Украина). То есть точно такой же расходный материал, который не жалко потратить в крайних обстоятельствах. И такие обстоятельства в контексте американских интересов в Европе, похоже, наступили.

Байден потому и направился из Брюсселя прямиком в Варшаву, что не нашел понимания у европейских союзников, которым не хочется видеть себя в роли новых мишеней для русских ракет на украинской земле. В этой ситуации у заокеанских стратегов остается вариант «Б», который предусматривает непосредственный ввод в игру Польши. Авантюра? Конечно! Огромный риск? Безусловно! Однако при таких высоких ставках, это уже несущественно.

Именно для разблокирования польского страха в очередной раз остаться в одиночестве и оказаться брошенными на съедение и понадобилось крайне нетипичное для заокеанского политического менталитета и лексикона обращение к теме «священного долга Америки».

Расчёт, вероятно, делается на то, что Польша обладает достаточно внушительными вооружёнными силами, которые, действуя совместно с армией киевского режима, во-первых, сумеют стабилизировать военную ситуацию. А во-вторых, существенно облегчат доставку на Украину любых натовских вооружений, которые в таком случае будут направляться уже в адрес страны-члена НАТО Польши.

Конечно, полякам никто не гарантирует успех их авантюры на Востоке. Однако, во-первых, ставки для них действительно высоки и куш видится сказочным. А во-вторых, даже в случае проигрыша, они особо не рискуют. Ибо вложенная в уста Сонного Джо фраза о «священном долге Америки» прочитывается в этом контексте однозначно – территории самой Польши в любом случае ничто не грозит. Дескать, Россия не рискнет перейти эту «красную линию». Ибо в случае такой угрозы и в полном соответствии с пятой статьей Вашингтонского договора на защиту Польши «конно и оружно» явится вся НАТО. Именно это Байден мог пообещать своему «послу» Анджею Дуде в той части переговоров, которая простым смертным недоступна.

Оцените статью
0.0