Перейти к основному содержанию
Владимир Путин и Александр Лукашенко

Ко Дню единения народов Белоруссии и России

Россия и Белоруссия снова проходят период испытаний на прочность и эффективность созданного ими Союзного государства (СГ). Интеграционному объединению скоро исполнится четверть века. За этот период подписанный в 1999 году договор о создании совместного государства так и не был реализован в важнейших своих положениях.

24 февраля Россия и Белоруссия вместе перешли Рубикон и альтернативы общей победе нет

https://t.me/fsk_today

Россия и Белоруссия снова проходят период испытаний на прочность и эффективность созданного ими Союзного государства (СГ). Интеграционному объединению скоро исполнится четверть века. За этот период подписанный в 1999 году договор о создании совместного государства так и не был реализован в важнейших своих положениях.

Каждый год 2 апреля отмечается День единения народов Белоруссии и России. В этот день принято вспоминать о реальных и мнимых достижениях, указывать на горизонты, не портить настроение критикой, поиском ответственных за невыполнение взятых на себя Москвой и Минском обязательств.

Однако риск «наступить на украинские грабли» по-прежнему высок. Необратимые судьбоносные перемены, которые начали происходить в мире после 24 февраля, диктуют необходимость анализа предшествующего периода и артикуляции хронических проблем, поиска жизненно необходимых (без преувеличения) решений, обозначения ценностей и целей.

Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии был подписан в Москве 8 декабря 1999 года президентами Борисом Ельциным и Александром Лукашенко. Преамбула документа гласит, что Союзное государство учреждается «руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан». В статье 1 договора сказано, что Россия и Белоруссия «создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство».

«Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности» – гласит статья 2 договора. Предусмотрено также принятие Конституции, формирование Высшего Государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Суда, Счетной палаты нового государства. Почти ничего из заявленного не сделано – не появилось даже символики. Вместо полноценного представительного органа (парламента) действует некое собрание, ограниченное в полномочиях.

Субъектность СГ не признают даже ближайшие партнёры России и Белоруссии. Официальный Минск до сих пор юридически не оформил признание территории союзника после воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Проблема юридического признания границ России осложняет признание границ Союзного государства, их защиту, деятельность на общем союзном пространстве.

Первой целью создания нового государства в договоре заявлено «обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни». К совместному ведению Союзного государства и государств-участников отнесено, помимо прочего, «развитие науки, образования, культуры» (ст. 18 договора). Совмин учреждённого государства согласно ст. 46 договора призван способствовать «проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования».

Договор о создании Союзного государства – не единственный документ в фундаменте гуманитарного измерения объединения России и Белоруссии. Правовую основу составляют также многочисленные договоры, соглашения и прочие документы. В числе последних уместно упомянуть соглашения в рамках СНГ, согласно которым официальный Минск в лице Александра Лукашенко взял на себя обязательства организовывать проведение международной акции памяти «Бессмертный полк».

Практика реализации всех этих документов оставляет желать лучшего. Союзная бюрократия предпочитает фокусировать внимание обывателя на торговом и политическом сотрудничестве, хотя и с ним не всё гладко. В 2014 году Минск отказался солидаризироваться с Москвой в отношении к государственному перевороту в Киеве, отверг проект федерализации. В декабре 2019 года были сорваны союзные юбилейные мероприятия из-за отказа белорусского друга и партнёра подписывать пакет интеграционных «дорожных карт». Формально камнем преткновения стали цены на российские углеводороды – самые низкие экспортные цены, которые Лукашенко требовал снизить ещё больше. До этого были провалены все пять заявленных правительством Белоруссии проектов интеграции в промышленной сфере («Росбелавто» и другие).

Летом-осенью 2020 года Москва оказала Минску всестороннюю поддержку в белорусском политическом кризисе. В ноябре 2021 года стороны подписали интеграционный декрет Союзного государства и 28 «союзных программ» – вместо 31 «дорожной карты». Успехов в их реализации пока немного. Возможно, дело в том, что интеграции экономической и политической должна предшествовать интеграция в гуманитарной области.

Гражданам учреждённого, но спустя почти четверть века так и не состоявшегося Союзного государства важно было объяснить, почему руководитель Белоруссии требует от России допуска к российским госзакупкам, стоимости газа «как для Смоленской области», преференций в торговле на российском рынке, кредитов и много другого. Россия не требовала ничего подобного от своих партнёров по разным интеграционным объединениям. В других интеграционных объединениях тоже не наблюдается подобного. Например, в Евросоюзе, SICA, MERCOSUR, ASEAN, NAFTA и многих других можно услышать официальные заявления на тему дружбы народов и даже братства, но отношения строятся по принципу «дружба – дружбой, а табачок – врозь».

Принимая 31 марта делегацию во главе с губернатором Пензенской области России Олегом Мельниченко, Александр Лукашенко заявил: «Особое направление, и это мы с Президентом России постоянно подчеркиваем, это активное создание совместных производств. Здесь и особенно в вашей области. В сферах машиностроения, сельского хозяйства, научно-технической сфере… Надо создавать совместные предприятия. Тогда не будет болтовни о каком-то едином государстве, единой валюте и прочем. Экономика нас выведет на тот уровень и приведет к тому, что должно существовать между нашими государствами. Экономика – это фундамент любых отношений. В этом направлении мы и действуем», – подчеркнул Лукашенко.

Под «болтовнёй», вероятно, понимается исполнение подписанного в 1999 году договора о создании Союзного государства. В статье 13 документа прямо говорится о единой валюте, вместо которой Минск и Москва до сих пор рассчитываются долларами США. Однако проблема не только в неправомерном сужении объединительного союзного процесса до экономики, важность которой никто не отрицает.

Игнорирование гуманитарного измерения союзного строительства стоило России и Белоруссии немалых издержек в торговых и информационных войнах. Гуманитарное измерение объединительного процесса должно было идти параллельно, дополнять экономическое и политическое. На практике же во главу угла была поставлена даже не экономика во всём её многообразии, а торговля. Поэтому заявленное среди целей союзного договора «укрепление дружбы» происходило преимущественно среди субъектов хозяйствования, с их специфическим пониманием дружбы и других нравственных категорий.

Юридическая основа для реализации гуманитарного измерения Союзного государства России и Белоруссии создана, но игнорируется обеими сторонами. Общественности почти ничего не известно об успехах в реальных делах по линии науки или культуры. Учреждениями науки и образования подписано множество меморандумов о взаимопонимании, соглашений о сотрудничестве и тому подобного, но 99% из них так и остались на бумаге. Реально работающие межвузовские программы с ощутимым практическим выходом по-прежнему остаются объектами мечтаний. Уместно напомнить, что занимаются ими должностные лица с хорошими зарплатами из средств налогоплательщиков, тщетно ожидающих результата.

В это же самое время Евросоюз демонстрировал успехи в реализации программ Tempus, Erasmus Mundus, Alfa, Edulink, Lifelong Learning, Youth in Action Programmes. На этой платформе Еврокомиссия запустила комплексную программу Эразмус+ и продолжила модернизацию общей системы высшего образования. В её рамках разрабатываются и внедряются новые учебные программы, развивается обмен технологиями и многое другое. С 2010 года действует Европейское пространство высшего образования.

Ничего подобного в Союзном государстве России и Белоруссии нет даже близко. Из опубликованных отчётов союзного Совмина следует, что подобный уровень гуманитарной интеграции не осмыслен и не явлен даже на уровне концепта.

Неудивительно, что белорусские студенты знают о ЕС и Erasmus гораздо больше, чем о СГ и не понаслышке: ряд белорусских вузов давно вовлечён в программы сотрудничества с вузами Польши и других стран Евросоюза. С каждым годом растёт количество граждан Белоруссии на обучении в польских, литовских, чешских и других учреждениях теперь уже откровенно недружественного Евросоюза.

Численность белорусских студентов в вузах России в 2021 году составляла около 12 тыс. человек, в вузах Польши – почти 10 тысяч. С учётом обучающихся в других странах ЕС численность граждан Белоруссии на обучении Евросоюзе была выше, чем в РФ.

В том же 2021 году Россотрудничество объявило об увеличении квоты бесплатного обучения белорусских граждан в России в три раза – до 700 студенческих мест в 505 вузах со стипендией и даже с местами в общежитиях. Однако квота не была выбрана примерно на четверть. На то был ряд причин, среди которых – запоздалое и весьма ограниченное информирование потенциальных абитуриентов.

В марте 2019 года посол России в Белоруссии и по совместительству спецпредставитель российского президента Михаил Бабич заявил, что до конца года у граждан Белоруссии появится возможность сдать ЕГЭ по крайней мере в Минске. С тех пор в российской дипмиссии сменилось три посла, один из них даже стал госсекретарём Союзного государства (Дмитрий Мезенцев), но ни одного пункта сдачи ЕГЭ в Белоруссии не появилось.

Единые учебные программы в Союзном государстве отсутствуют. Минобразования и НАН Белоруссии отказываются сотрудничать по этому важнейшему направлению гуманитарного измерения союзной интеграции с российскими коллегами. Инициированный и проводимый Александром Лукашенко курс «мягкой белорусизации» предусматривает создание новой белорусской идентичности с подчёркиванием имеющихся и мнимых отличий титульной нации от других «братских народов».

Закономерным следствием такого курса стало создание новой мифологии – политической и исторической. Совершенно иная трактовка общей истории белорусскими системными националистами получила воплощение в академических изданиях, утверждённых Минобразом типовых и вузовских рабочих учебных программах, в учреждении новых символов и «традиций», в формировании непонятного широким массам нового эклектичного пантеона «национальных героев». Белорусские участники «Бессмертного полка» сталкиваются с противодействием местных властей. Всё это осложняет не только общественно-политипическую обстановку в республике, но и становится поводом для дипломатических скандалов в Союзном государстве.

Ведущий эксперт РИСИ Олег Неменский уверен, что гуманитарное сотрудничество в Союзном государстве в перспективе могло бы состояться. Он обратил внимание: 28 «союзных программ» не предполагают такого сотрудничества и на этом фоне даже «спящие» документы СНГ выглядят предпочтительнее. «Гуманитарная составляющая должна присутствовать и выходить на первое место», – говорит Неменский, анализируя ход российско-белорусской интеграции. По его мнению, уже очевидно, что проблемы с Украиной находились не в экономической плоскости, на которую делают упор в Союзном государстве России и Белоруссии, а в гуманитарно-политической: как ни стремилась Москва развивать отношения с Киевом, оставляя в стороне гуманитарные аспекты, с точки зрения экономики «всё происходящее с 2014 года является абсурдом, потому что на Украине работала не логика экономических интересов, а политических, логика «украинства».

Такой же риск сохраняется и в отношениях России с союзной Белоруссией, в которых вопросам идеологии уделяется недостаточное внимание. Неменский считает необходимым обратить первоочередное внимание на белорусские учебные программы, которые «формируют национальную идентичность и национальную идеологию». Важно не допустить воспитания враждебного отношения белорусов к России.

Эксперт указал на конкретный пример – недавно изданный пятитомник НАН Белоруссии «История белорусской государственности» отражает «радикальный антироссийский взгляд на прошлое». В особенности это касается досоветского периода, который в новой трактовке будет изучаться студентами всех белорусских вузов.

Неменский уверен, что без корректировки позиции НАН и других госструктур Белоруссии есть риск формирования «русофобской, антирусской идентичности». Исправить ситуацию возможно в процессе развития двусторонней интеграции, которая почти не затрагивала гуманитарную сферу. Времени для её трансформации у России остаётся всё меньше, отметил эксперт.

С подобными констатациями периодически выступают и другие эксперты, публицисты, политики, общественные деятели. Это указывает на необходимость широкого и обстоятельного диалога о проблемах союзного строительства. Именно такого процесса Союзному государству недостаёт для поступательного развития в соответствии с договором, который должен быть исполнен в интересах граждан нашего государства.

24 февраля Россия и Белоруссия вместе перешли Рубикон и общей победе альтернативы нет.

Оцените статью
0.0