Перейти к основному содержанию
Российско – украинско – белорусская торговля – испытание специальной военной операцией

Российско – украинско – белорусская торговля — испытание специальной военной операцией

День единения народов Белоруссии и России 2 апреля 2022 года выдался особенным: Москва и Минск выступают союзниками в ходе спецоперации на Украине. Президенты Союзного государства поздравили сограждан с праздником, каждый из них сделал акцент на своём и на общем.

Украина семимильными шагами опускается до уровня Сомали

День единения народов Белоруссии и России 2 апреля 2022 года выдался особенным: Москва и Минск выступают союзниками в ходе спецоперации на Украине. Президенты Союзного государства поздравили сограждан с праздником, каждый из них сделал акцент на своём и на общем.

Выступая 2 апреля на торжественном мероприятии в честь Дня единения, российский посол Борис Грызлов зачитал поздравление Владимира Путина: «В последнее время Москва и Минск сталкиваются с беспрецедентным внешним давлением. Уверен, что лучшим ответом на недружественные действия со стороны ряда государств должно стать всемерное упрочение союзнических российско-белорусских связей, наращивание взаимовыгодных интеграционных процессов и двустороннего сотрудничества на всех направлениях».

Президент России обратил также внимание на координацию усилий союзников на международной арене, укреплении обороноспособности, согласованной политики импортозамещения в экономике. На экономических вопросах сделал акцент и Александр Лукашенко.

Пресс-служба президента Белоруссии опубликовала его поздравление, в котором сказано: «Являясь суверенными государствами, развиваясь как независимые нации, мы связаны общей многовековой историей. Историей великих побед во имя Отечества и героической борьбы за мирное будущее, за право жить и трудиться на своей земле… Чтобы быть сильнее санкций и диктата, мы расширяем и углубляем интеграцию между Беларусью и Россией. Сделан большой шаг вперед - принят масштабный пакет союзных программ, обеспечены практически равные условия хозяйствования и торговли, как и должно быть между братскими народами».

Тем временем на Украине, с которой Россия и Белоруссия до 24 февраля наращивали торгово-экономическое сотрудничество (не прекратившееся полностью даже после этой даты), с грустью вспоминали предшествующий период с его клятвенными заявлениями о «нерушимой дружбе братских народов». Оказалось, что разделённые границами братские народы могут воевать и торговать одновременно. Во всяком случае, сообщений о прекращении поставок на Украину российского газа или белорусских нефтепродуктов не было.

Украина является важнейшим торговым партнёром Белоруссии наряду с Россией, Китаем и странами Евросоюза. По итогам 2021 года двусторонний товарооборот прирос почти наполовину (более $6 млрд.). Основу белорусского экспорта на украинский рынок составили бензины и дизтопливо (почти половина украинского рынка моторного топлива), а также авиационное топливо.

Из Белоруссии шли эшелоны нефтепродуктов, кокса, битума, газообразных углеводородов, знаменитых растворителей и разбавителей, а также другой продукции белорусских нефтехимических гигантов. Традиционно заметную роль сыграли поставки удобрений, в том числе недешёвых смешанных (комплексных), а также продукция машиностроения (тракторы, грузовики), продукция деревообработки (плиты ДВП и прочее). Белоруссия также поставляла на Украину электроэнергию и отсутствующий в её недрах каменный уголь.

На украинский рынок шла продукция белорусского машиностроения не только в готовом виде, но и в виде комплектующих для 13 производств по сборке белорусской техники. В их числе – трактора МТЗ (сборка в Николаеве и Нежине), лифтовое оборудование «Могилёвлифтмаш» (в Вышгороде), троллейбусы «Белкоммунмаш» (в Луцке) и «МАЗ» (в Виннице, Днепре и Броварах), автомобильной техники Минского автозавода, сельхозтехники белорусских производителей, а также прочая продукция.

Грузовиками Минского автозавода комплектовались силовые структуры Украины. Белорусские предприятия ремонтировали и модернизировали украинскую военную технику для спецоперации в Донбассе. Она заправлялась белорусским бензином, оснащалась разнообразной белорусской оптикой, системами наведения и другими приборами, а также аккумуляторами, генераторами, сервомоторами, ремкомплектами и отправлялись на подавление вооружённого сопротивления ополченцев ДНР и ЛНР. Ближе к началу российской спецоперации прямые поставки из Белоруссии резко сократились, а по многим позициям прекратились вовсе.

В самой Белоруссии действуют более трёхсот субъектов хозяйствования с украинским капиталом. Активно развивалась взаимная торговля услугами, прежде всего транспортными. Белорусские компании активно участвовали в освоении украинских бюджетных средств, ассигнованных на дорожное строительство.

Белоруссия традиционно импортировала с Украины сельскохозяйственную продукцию и продовольствие: соевые бобы, растительный жмых, кукурузу, подсолнечное масло, овощи, фрукты. Закупались части подвижного состава для белорусских вагоностроителей, сельхозмашины, стальной прокат, изделия из металла, медикаменты.

Для России торговля с Украиной также является традиционным направлением. После государственного переворота 2014 года в Киеве по инициативе новых украинских властей были разорваны контракты в сфере ВПК и предприняты шаги по сокращению не только экономических связей. Эти связи трактовались новым киевским руководством как «вредная зависимость от Москвы».

Тем не менее в первые постмайданные годы инерция сохранялась, и взаимная торговля демонстрировала весьма неплохие показатели. В 2021 году российско-украинский внешнеторговый оборот составил $12,3 млрд., прибавив 12,3% к предыдущему году. Для сравнения: за тот же период взаимная торговля России с Белоруссией выросла на 34,4% и составила более $38,4 млрд.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность России с её белорусским союзником шла весьма активно. По прошлому году она в три раза превзошла российско-украинскую как по объёму, так и по динамике. Учитывая потенциалы Украины и Белоруссии, столь разительные данные их торговли с Россией невозможно объяснить иначе, чем вмешательством политики в веками выстраиваемый процесс.

Сегодня особенностью торговли с Украиной участвующих в спецоперации России и Белоруссии является формальное отсутствие разрыва торговых связей. Ни одна из сторон конфликта не объявляла войну, хотя официальный Киев именно так называет происходящее.

При этом Украина использует практики, характерные для военного времени, а именно – конфискацию собственности «стран-агрессоров». Так, в начале марта заместитель директора департамента коммерческой работы украинского железнодорожного госпредприятия «Укрзалізниця» Валерий Ткачёв опубликовал сообщение (начинавшееся с нецензурщины) об обращениях собственников белорусских и российских вагонов по вопросу возвращения с Украины принадлежащих им грузовых вагонов. На тот момент на Украине находилось около 15 тысяч вагонов иностранных компаний, из которых как минимум три тысячи принадлежали российским компаниям или находились у них в лизинге.

«Глядя на материальные потери, которые причинили Украине, – страна агрессор (РФ) и её союзник (РБ); а самое главное, учитывая тысячи невинных жертв, которые убиты захватчиками…  весь подвижной состав, грузы и другое НЕ будут возвращаться странам-оккупантам!» – заявил Ткачев, сопроводив финал своего заявления выражением из уличного лексикона.

В конце марта украинские СМИ со ссылкой на Государственное бюро расследований Украины сообщили о конфискации следовавших из Белоруссии грузов. В сообщении от 28 марта ГБР подтвердило задержание грузов – следовавших к азиатским получателям через украинские порты семи тысяч тонн калийных удобрений, а также 139 тонн продукции из стали для получателей в Африке. В тот же день ведомство проинформировало: «За минувшие сутки ГБР зарегистрировало 11 уголовных производств по статье «Государственная измена» и изъяло более 100 вагонов удобрений и металла».

На следующий день, 29 марта, ГБР сообщило, что его сотрудники «обеспечили передачу Вооруженным силам Украины 27 грузовиков из России и Белоруссии». Грузовики с непродовольственными товарами следовали в Евросоюз, были задержаны в Черновицкой области, направлены сотрудниками ГБР в зону таможенного контроля местной таможни. «Согласно законодательству о правовом режиме военного положения имущество агрессора – транспортные средства, было национализировано и передано на нужды ВСУ. Товары, принадлежащие странам-партнерам, будут направлены по назначению», – сказано в публикации ГБР.

После «национализации», напоминавшей открытый разбой, 31 марта украинское ГБР опубликовало сообщение такого содержания: «Работники ГБР во время оперативных действий выявили в Ивано-Франковской области 176 железнодорожных вагонов и цистерн, собственниками которых являются бизнесмены из белоруссии и россии» (названия государств – с маленькой буквы). Ведомство обратилось не в суд, а к руководителю «военно-гражданской администрации Львовской области с инициативой принудительно изъять и передать продукцию на нужды ВСУ».

Тем самым государственное ведомство в очередной раз подтвердило, что законы на Украине не работают, судебная система тоже и надзор за противозаконными практиками отсутствует напрочь. Украина семимильными шагами стала приближаться к образу жизни в Сомали.

1 апреля ГБР сообщило о «выявлении» в Тернопольской области 137 железнодорожных вагонов: «33 вагона были пусты, остальные заполнены продукцией. В 84 вагонах, которые принадлежат белорусским предприятиям, выявили дизтопливо, стекло, сою, известняковый камень, железобетонные изделия. А в двадцати российских вагонах – железную руду». ГБР обратилось к руководителю «военно-гражданской администрации» Тернопольской области «с инициативой принудительно изъять вагоны с имуществом и передать его на нужды ВСУ».

В тот же знаменательный день Бюро сообщало об обнаружении и изъятии своими сотрудниками имущества российских коммерсантов на  территории Морского торгового порта в Одесской области. Имущество (изделия из металла) следовали транзитом через Украину. «Благодаря усилиям ГБР на нужды армии уже передано имущество агрессора на миллионы долларов, в том числе топливо, железнодорожные вагоны с продукцией, грузовики, строительные материалы и иная продукция, которая может использоваться нашей армией в борьбе с российскими военными,отметили в ГБР. – Активная работа Бюро продолжается – имущество оккупанта будет служить для его уничтожения». Как в ГБР представляют использование армейцами железной руды, металлических заготовок, известнякового камня и прочего украденного у иностранных собственников, не поясняется.

2 апреля, когда праздновался День единения своих народов, ГБР отчиталось об очередных достижениях в работе по «разоблачению преступлений против государства и для укрепления обороноспособности государства». В список таких достижений украинские бойцы невидимого фронта зачислили вещдоки по уголовным преступлениям (о реакции судов не сообщается) и железнодорожные вагоны, которыми, как оказалось, тоже можно подорвать украинскую государственность и её обороноспособность.

В официальном сообщении сказано: «Среди прочего, ГБР возвращает десятки миллионов гривен и необходимые для обороны страны ценности, принадлежащие России или хранящиеся как вещественные доказательства в уголовном производстве. С начала активной фазы агрессии России против Украины при содействии ГБР выявлено почти две тысячи мужчин призывного возраста, желавших незаконно пересечь границу Украины. Также работники ГБР обнаружили в Полтавской, Днепропетровской, Винницкой, Тернопольской и других областях страны свыше 2000 железнодорожных вагонов, принадлежащих субъектам хозяйственной деятельности России и Белоруссии».

В таких условиях не может быть и речи о наращивании союзными Россией и Белоруссией  экономических, гуманитарных и прочих связей со стремительно деградирующей в правовом, военном и других отношениях Украиной. Возврат к позитивной динамике возможен только через смену украинских верхов.

(Окончание следует)

Оцените статью
0.0