Перейти к основному содержанию
Белорусская оппозиция винит власть в «соучастии в агрессии»

Белорусская оппозиция винит власть в «соучастии в агрессии»

Несмотря на то, что Белоруссия напрямую не участвует в специальной военной операции (СВО) российских войск на Украине, события в соседней стране отражаются на политическом климате в Белоруссии.

Скромные результаты антироссийской пропагандистской активности

Несмотря на то, что Белоруссия напрямую не участвует в специальной военной операции (СВО) российских войск на Украине, события в соседней стране отражаются на политическом климате в Белоруссии. Так, происходящее на Украине стало основной темой информационной повестки белорусских оппозиционных СМИ, включившихся в информационную войну против России на стороне киевского режима и Запада.

Белорусские оппозиционеры сводят развитие украинского кризиса в основном к обвинениям белорусской власти в «соучастии в агрессии», а также распространяют панические слухи. В первые недели спецоперации, когда российские войска продвигались в пограничных с Белоруссией северных областях Украины, это были в основном слухи об участии белорусских военных в боевых действиях на Украине и жертвах среди них. Появлялись сообщения о «принудительной отправке» белорусских призывников в зону боевых действий, о «бунтах» в белорусских воинских частях против отправки на Украину.

И регулярно делались вбросы об обстрелах белорусской территории. В частности, много шума наделала история о якобы имевших место ударах по белорусской деревне Копани в Брестской области и о том, что это провокация со стороны российских военных с целью привлечь Белоруссию к непосредственному участию в военной операции на Украине.

С перемещением основного театра боевых действий в удаленные от Белоруссии юго-восточные районы Украины тема участия белорусских военных в конфликте постепенно сошла на нет, питать слухи стало нечем.

Однако оппозиционные СМИ не перестают заниматься дискредитацией российских военных. После отхода российских войск из Бучи белорусские ресурсы подключились к общему западному хору обвинений военнослужащих Российской Федерации в «массовых убийствах местного населения». Вдобавок к этому усиленно распускаются слухи о том, что российские военные якобы занимаются грабежами украинского населения и вывозят награбленное через территорию Белоруссии.

Поскольку российские войска длительное время контролировали Чернобыльскую АЭС и прилегающую к ней зону отчуждения, белорусские ресурсы стали распространять слухи о «массовом облучении» российских военных радиацией и о том, что они проходят лечение в белорусских госпиталях. Учитывая распространенный в белорусском обществе «чернобыльский синдром» и радиофобию, появление подобных вбросов было строго целенаправленным.

Наконец, смакуются любые инциденты с участием российских военных на территории Белоруссии. В основном это случаи ДТП с участием военной техники. Очевидно, есть заказ на то, чтобы спровоцировать конфликт между военнослужащими РФ, размещенными в Белоруссии, и местным населением.

Особо следует отметить тему «солидарности с Украиной». Оппозиционные СМИ широко освещают акции в ее поддержку, организуемые белорусской диаспорой в разных точках мира. Создается иллюзия массовой поддержки белорусами киевского режима как жертвы «российской агрессии».

Насколько эффективны все эти усилия?

С одной стороны, охват белорусской аудитории оппозиционными ресурсами по-прежнему велик. По оценкам телеграм-канала «Телеграфика», занимающегося мониторингом белорусского информационного пространства,  националистическими и прозападными телеграм-каналами пользуются порядка 88% белорусской аудитории. На каналы, выступающие в поддержку российской операции на Украине, приходится, соответственно, лишь 12% аудитории.  Между тем после блокировки в Интернете ведущих «независимых» информационных ресурсов (Tut.by, «Наша ніва” и т. п.) телеграм-каналы стали основными поставщиками политической информации для социально активного белорусского населения.

Расстановка сил в политических telegram-каналах Белоруссии

Большинство оппозиционных СМИ и телеграм-каналов в Белоруссии признаны экстремистскими и заблокированы, но блокировка с легкостью обходится пользователями при помощи программ VPN. Более того, «экстремистский» статус как бы снимает любые цензурные ограничения, позволяя вести пропаганду в максимально агрессивной манере.

Вместе с тем результаты этой пропагандистской активности остаются достаточно скромными. По данным опроса, проведенного в марте лондонским Chatham House, подавляющее большинство белорусских респондентов высказались за неучастие Белоруссии в конфликте на Украине. Однако 28% выразили пассивную поддержку России, тогда как пассивную поддержку Украине выразили лишь 15%. За участие в боевых действиях на стороне России или Украины высказались соответственно 3 и 1 %.

Следует также отметить, что англичане из Chatham House проводили свой опрос среди городских интернет-пользователей, т.е. в целом «проукраинской» аудитории, в наибольшей степени подверженной воздействию оппозиционных ресурсов. Надо сделать поправку и на антироссийский настрой белорусских социологов, сотрудничающих с Chatham House.

В целом, несмотря на общее нежелание участвовать в конфликте на Украине, в белорусском обществе преобладают умеренно пророссийские настроения.

Фото: steppe

Оцените статью
0.0