Перейти к основному содержанию
Статус кандидата в члены Евросоюза – это пустышка, которую можно сосать много лет

Размышления у парадного подъезда ЕС

В Брюсселе перед зданием Европарламента появились флаги Украины и Молдавии – двух новых кандидатов в члены ЕС. В Киеве и Кишиневе довольны. Зеленский, например, сравнил свои усилия с восхождением на Эверест. По его мнению, Украина уже недалеко от вершины…

Статус кандидата в члены Евросоюза – это пустышка, которую можно сосать много лет

В Брюсселе перед зданием Европарламента появились флаги Украины и Молдавии – двух новых кандидатов в члены ЕС. В Киеве и Кишиневе довольны. Зеленский, например, сравнил свои усилия с восхождением на Эверест. По его мнению, Украина уже недалеко от вершины…

После того как Россия начала специальную военную операцию, Зеленский стал просить принять Украину в ЕС по «новой специальной процедуре». Что-то такое и было изображено. Статус кандидата на членство в Европейском союзе Украина получила в рекордно короткий срок.

Как известно, многие страны безуспешно стучатся в двери ЕС годами. Турция подала заявку на вступление в Евросоюз еще в прошлом веке, в апреле 1987 года. Бумага из Анкары пылилась в недрах сообщества 12 лет, пока в 1999 году Турция не стала кандидатом и в этом статусе находится до сих пор. С тех пор в Турции выросло новое поколение, а количество евроскептиков увеличилось.

Что до Украины, то граждане восприняли известие из Брюсселя довольно равнодушно – им не до того. Зато политики сделали вид, что произошло нечто из ряда вон выходящее. Они уже видят Украину «в Европе», изображая её радужное будущее.

О том, что страны-претенденты должны соответствовать целому ряду условий, стараются не думать. А ведь премьер-министр Бельгии Александр де Кроо уже намекнул: для Украины путь в Евросоюз «будет долгим, с огромными реформами, которые займут много времени».

Это, по сути, шоковая терапия – повышение цен, сокращение социальных расходов, усиление налогового пресса. Необходимо привести к европейским стандартам законодательство о СМИ, дать юридические гарантии национальным меньшинствам. По всем этим пунктам у Украины огромные проблемы. И совершенно неизвестно, в каких границах она останется в ближайшем будущем.

Можно сформулировать и более жёстко: останутся ли вообще Украина и Молдавия на карте мира?

По мнению французской BFM TV, признание за Украиной статуса кандидата на вхождение в Евросоюз – «сильный политический жест», но реальное присоединение страны к «единой Европе» может занять долгие годы, если вообще состоится. А немецкий журналист Кристоф Шлитц в статье для Die Welt заметил, что статус кандидата в ЕС многое обещает, но ничего не гарантирует. Пример Западных Балкан показывает: статус кандидата в члены ЕС – это пустышка, которую можно сосать много лет.

Так, Северная Македония «встала на учет» в Брюсселе 17 лет назад. Восемь лет дожидаются у подъезда Евросоюза такие кандидаты, как Албания и Сербия. Претендуют на статус кандидатов Черногория, Босния и Герцоговина, Косово. И ещё Грузия, но той велено подождать. Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили не скрывает разочарования: «Я рад за украинцев и молдаван, однако Грузия заслуживала большего. Если кто-то из этих трех стран и заслуживал, то это были мы». На сетования Тбилиси внимания не обращают: грузинам выставили 12 пунктов, над которыми им нужно работать до конца года, чтобы снова попытаться получить статус кандидата.

Приведу два мнения – из Тираны и Скопье. Они ясно отражают усталость от ожидания «милостей» Брюсселя. Албанский премьер Эди Рама, поздравляя Киев, добавил в свой спич иронии: «Я надеюсь, что народ Украины не будет питать больших иллюзий на этот счет». А премьер-министр Северной Македонии Димитар Ковачевски не преминул выразить «неудовольствие» в связи с отсутствием прогресса в вопросе вступления его страны в Евросоюз.

Европейский дом перенаселен, здание изношено. И Брюссель не спешит раскрывать двери перед новыми «жильцами» с тощими кошельками и туманным будущим. Президент Франции Макрон предложил объединить все страны-кандидаты в Европейское политическое сообщество для укрепления их связей с ЕС, но на что это было бы похоже, неясно самому Макрону.

Скажем, как ликвидировать коррупцию, которая на Украине и Молдавии цветет пышным цветом? Какие реформы проводить в разрушенной стране, на восстановление которой понадобятся фантастические средства?

Без поддержки со стороны стран-доноров ЕС (Германии, Франции, Италии, Нидерландов) рискуют остаться некоторые другие члены Евросоюза, например Румыния, Болгария. Из-за разногласий с ЕС из сообщества вышла Великобритания, то и дело раздаётся ропот в Венгрии…

Среди прогнозов относительно будущего Украины стоит выделить мнение обозревателя немецкого портала Der Freitag Лутца Хердена, который считает, что прием Украины в ЕС сместит его «ядро» с Запада на Восток и приведет к краху Евросоюза. По его мнению, сам факт наделения статусом кандидата страны, ведущей боевые действия, страны, экономика которой разрушена, бросает тень на способность ЕС принимать адекватные решения.

 У Брюсселя и так хватает проблем: незаконная миграция, рост националистических настроений, недовольство во многих странах ростом цен... Нет у глав европейских государств и необходимой полноты власти – Европейский союз лишил эти государства значительной доли суверенитета.

Фото: iines.org

Оцените статью
0.0