Перейти к основному содержанию
Байден в Израиле осматривает образцы вооружения

Байден в Израиле

Израильтяне подготовили Байдену экспозицию военной техники прямо в ангаре аэропорта – целую линейку систем ПВО, среди которых и «Железный купол», который жаждет приобрести Украина. В порядке культурного обмена, так сказать. Однако нежелание Израиля поставлять свое вооружение Украине остается непоколебимым; втягиваться в конфликт между Россией и Украиной в качестве поставщика оружия не хочется.

Втягиваться в конфликт между Россией и Украиной в качестве поставщика оружия израильтянам не хочется

https://t.me/fsk_today

Президент США Джо Байден посетил Израиль. Было это 13 июля. Его самолет сел в аэропорту Бен-Гурион, у трапа Байдена встретили президент Ицхак Герцог, премьер-министр Яир Лапид и другие официальные лица. Приветствуя гостя, Герцог нашел нужным сказать, что Байден похож на библейского Иосифа, который нашел своих братьев. Рассказал израильский президент и о намерениях обсудить с главой Белого дома противодействие Ирану, который угрожает Израилю.

Израильтяне подготовили Байдену экспозицию военной техники прямо в ангаре аэропорта – целую линейку систем ПВО, среди которых и «Железный купол», который жаждет приобрести Украина. В порядке культурного обмена, так сказать. Однако нежелание Израиля поставлять свое вооружение Украине остается непоколебимым; втягиваться в конфликт между Россией и Украиной в качестве поставщика оружия не хочется.

Во время визита гость и хозяева подписали соглашение о стратегическом партнёрстве. Израиль, существуя в арабском окружении, неизменно рассчитывает на помощь США. Американцы, в свою очередь, надеются на Израиль как стержень проамериканского альянса на Ближнем Востоке, направленный против Ирана. Задача не из лёгких. Байден посетит Израиль, Саудовскую Аравию и Западный берег реки Иордан, но две первые «цели» его поездки, кажется, одинаково не желают ввязываться в конфликт с Россией на стороне Украины. Однако почему бы не запугать Израиль российско-иранским альянсом?

Джейк Салливан, советник президента США по национальной безопасности, уже заявил  перед визитом Байдена на Ближний Восток, что Иран собирается предоставить России несколько сот боевых беспилотников. Российская сторона опровергла информацию, но она всё же подействовала. В ходе церемонии встречи Байдена в аэропорту Бен-Гурион Яир Лапид сказал, что намерен обсудить с Байденом «создание новой архитектуры безопасности» на Ближнем Востоке, а также «необходимость обновления сильной глобальной коалиции, которая остановит иранскую ядерную программу».

Лапид был одним из первых израильских политиков, осудивших российскую специальную военную операцию (СВО) на Украине. В то же время Лапид подчеркивает, что Израиль будет принимать решение об участии в военных действиях, исходя из собственных интересов. Фраза означает в том числе, что интересы США отойдут здесь на второй план.

Кстати, интересы Израиля определяются не только мировой геополитикой, но и сложным этническим составом израильского общества: в стране есть евреи-ашкенази, выходцы из Европы и Америки, евреи-сефарды (сфарадим), в основном выходцы из Африки и Азии. Для сефардов понятие холокоста – скорее умозрительное, нежели реальное. Геноцид еврейского народа не ощущается ими как память о своих отцах и дедах. Вообще, многие израильтяне знать не знают ни про восьмилетнюю войну в Донбассе, ни про запрещённую в России ОУН-УПА*, ни про Бандеру, ни про еврейские погромы, ни про коллаборационизм украинцев. Для них это далёкие материи, а они тоже голосуют на выборах (за или против того же Лапида).

Для йеменских и марокканских сефардов, в свое время оказавшихся среди ашкенази, приехавших из Германии, Франции, Венгрии, Польши, Румынии, выходцы из Европы, из Америки, а также из России  – конкуренты, иногда антагонисты. Отсюда проистекает порой равнодушие к рассказам про коллаборационизм украинцев, про зверства бандеровцев.

В Израиле есть довольно крупная община украинских евреев, усиленная за счет недавнего притока мигрантов. Сами израильтяне признают: многие из прибывших в 1990-е годы евреями, строго говоря, не являются. Израильский закон о репатриации позволяет эмигрировать в Израиль многим, чья еврейская родня может считаться дальней, а не близкой. За счёт этого этноконфессионального деления израильское общество подвергается постепенному размыванию.

Страхи израильтян перед «агрессивными русскими имперцами» поддерживаются местными СМИ, зачастую подконтрольными отъявленным русофобам вроде Леонида Невзлина, основателя фонда «Надав». Фонд «поддерживает инициативы, продвигающие либеральные ценности, плюрализм» и т. п. К этим инициативам относятся, в частности, форумы «обиженных Россией» и уехавших звёзд (теперь уже бывших), такие сходки, как «Словоново».

Между тем какого-то серьезного ужесточения политики Израиля в отношении России ожидать не стоит, считают эксперты. «Слишком много связей и взаимных интересов, сохраняющаяся культурная близость, – говорит заведующая Центром изучения Ближнего Востока ИМЭМО РАН Ирина Звягельская. – В таких условиях просто нет оснований приводить к какому-то резкому осложнению отношений. При этом попытки показать, что не устраивает Израиль в политике России, уже имеют место и, очевидно, будут продолжаться».

Так или иначе, на встречах Байдена в Израиле не прозвучало ничего, что могло бы разрушить отношения между Израилем и Россией. Всё-таки в этой стране немало сохраняющих память о том, кто избавил евреев от уничтожения и чем нацизм опасен для мира.

Фото: REUTERS/Pool

Оцените статью
0.0