Перейти к основному содержанию
Коллективный Запад готовится ввести ценовой лимит на закупаемый у России природный газ

Коллективный Запад готовится ввести ценовой лимит на закупаемый у России природный газ

В июле Европейским союзом был запущен седьмой пакет санкций против России, и эффект бумеранга для Запада становится всё ощутимее.

Природный газ дан нам для того, чтобы, восстановив промышленность, мы обрели реальный экономический суверенитет

В июле Европейским союзом был запущен седьмой пакет санкций против России, и эффект бумеранга для Запада становится всё ощутимее.

Отвергнута идея полного отказа Запада от российских энергоносителей. Какие-то объемы нефти, нефтепродуктов и природного газа Западу всё же придется у России покупать. На этом фоне и появилась «гениальная идея», что покупать российский газ можно по ценам значительно ниже мировых (сейчас эти цены уже достигли космической высоты). Мол, надо установить для России лимит цен по энергоносителям.

Запад, который на протяжении трех десятков лет учил Россию (через МВФ, Всемирный банк, ВТО), что цены нельзя «устанавливать», что они являются результатом действия свободных рыночных сил, разворачивается на 180 градусов.

2 сентября G7 приняла решение о введении ценового лимита на нефть, закупаемую у России. Решение пока политическое, или рамочное. Заявлено, что ценовая санкция вступит в силу 5 декабря, когда начнет действовать эмбарго ЕС на импорт российской нефти.

Не успели заинтересованные структуры переварить эту новость, как появилась следующая. Коллективный Запад готовится ввести ценовой лимит на закупаемый у России природный газ. 7 сентября Еврокомиссия (ЕК) приняла решение предложить Совету ЕС по энергетике ввести потолок цен на российский газ. Об этом сообщила Урсула фон дер Ляйен. Она отметила, что Европейский союз уже сумел снизить долю российского газа в своем потреблении с 40% до 9%. Экспорт „Газпрома“ в ЕС в физическом выражении за полгода санкционной войны сократился в 4,5 раза: примерно с 400 млн кубометров в сутки до 80−90 млн кубометров.

Однако дальнейшее сжатие доли и физического объема российского импорта природного газа может занять длительное время. В ближайшие 8 месяцев планируется сократить импорт российского газа еще на 29 млн кубометров. И всё равно в следующем году остается почти не поддающийся сжатию «остаток» в размере 50-60 млн кубометров.

Издание Politico 6 сентября сообщило, что Еврокомиссия предлагает ограничить цену на газ из России в пересчете на эквивалент электроэнергии до 50 евро за мегаватт-час. Это эквивалентно 512 долларам США за тысячу кубометров газа и почти в 5 раз ниже цены, по который газ торговался в тот день на европейских биржах. В МИД Франции заявили, что действовать надо осторожно, для начала попробовать ввести ценовые ограничения на полгода, а если сработает, то продлить еще на полгода. Министр экологического перехода Испании Тереза ​​Рибера в интервью Politico высказалась тоже осторожно: «Я думаю, что это то, что нам обязательно нужно принять во внимание… Вопрос в том, в какой степени мы считаем, что это то, что мы можем себе позволить». Наибольший скепсис выразила Германия, которая имеет одну из самых высоких зависимостей от импорта российского газа в Европе. «Мы по-прежнему скептически относимся к вопросам, связанным с ограничением цен на газ, но в целом мы готовы к переговорам в европейских рамках», — заявил представитель Министерства экономики Германии. Берлин небезосновательно опасается, что введение ценовых ограничений может привести к полному прекращению поставок природного газа в ЕС.

Чехия, председательствующая до конца года в Евросоюзе, хочет снять вопрос о введении потолка цен на российский газ с повестки заседания Совета министров ЕС по энергетике 9 сентября, «поскольку это политический инструмент, а не решение энергетического кризиса», сказал министр промышленности и торговли страны Йозеф Сикел.

В Европе обрадовались, что на конец августа хранилища природного газа в ЕС оказались заполненными на 80 процентов, а к концу осени брюссельские чиновники обещают, что будут все 100 процентов. Однако газ в хранилищах – это не запас топлива. Это страховой резерв на случай сильных холодов или технических форс-мажоров. 100-процентное заполнение хранилищ не означает, что поставки природного газа в зимнее время прекращаются. Они должны продолжаться. Одних резервных запасов на зиму не хватит. Поэтому Берлин так боится несвоевременной (накануне зимы, которая обещает быть холодной) инициативы Брюсселя.

О том, что Россия не будет сотрудничать со странами, установившими предельный уровень цен на российские энергоносители, Москва заявляла не раз.

Заместитель руководителя Совбеза России Дмитрий Медведев сразу отметил: «Будет как с нефтью. Российского газа в Европе просто не будет». А Путин, выступая 7 сентября на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), сказал: «Ни к чему хорошему для тех, кто принимает такое решение, это не приведёт. Есть контракты на поставку. Будут приниматься какие-то решения политического характера, противоречащие контрактам? Да мы их просто выполнять не будем! И вообще не будем ничего поставлять, если это противоречит нашим интересам. Ни газ не будем поставлять, ни нефть, ни уголь, ни топочный мазут, ничего не будем! "Мёрзни, мёрзни, волчий хвост", – будем приговаривать».

Вот еще его замечание В. Путина на ВЭФ по поводу попыток ввести ценовые лимиты на российскую нефть и российский газ: «Столкнувшись с тем, что сейчас происходит, думают, как от этого уйти, ограничить административными решениями цену. Очередной бред, чушь. Это приведет к дальнейшему росту на мировых рынках, в том числе и в Европе».

У России достаточно клиентов, готовых покупать наш природный газ. Большая часть их находится на Востоке. Прежде всего, Китай. После начала санкционной войны против России поставки природного газа в Китай выросли как в стоимостном, так и физическом выражении. Главный канал поставок в Китай – газопровод «Сила Сибири». За первое полугодие года объем поставок по этому трубопроводу вырос на 63,4% в годовом выражении, до 7,5 млрд куб. м. Согласно действующему контракту, «Газпром» должен поставить по «Силе Сибири» 15,6 млрд куб. м газа в текущем году, или 43 млн куб. м в сутки. Проектная мощность трубопровода – 38 млрд куб. м в год. После выхода на полную мощность газопровода «Сила Сибири» суммарный объем российских поставок в Китай достигнет 48 млрд куб. м в год. Кроме трубопроводного газа Россия наращивает поставки в восточном направлении сжиженного природного газа. Суммарные поставки трубопроводного газа и СПГ в полной мере компенсируют «остаток» поставок газа в западном направлении.

Поставки газа на Восток идут по ценам, заметно более низким, чем те, по которым газ торгуется на европейских биржах. Цены на российский газ в восточном направлении формируются с учетом взаимных интересов сторон. Вместе с тем, по справедливым замечаниям российских экспертов, скидки по СПГ для китайских импортеров являются избыточными. Они провоцируют китайские компании заниматься перепродажей (реэкспортом) российского СПГ в Европу. Фактически Китай зарабатывает на российском газе и одновременно помогает Европе в ее санкционной войне с Россией. Необходимо в контрактах с китайскими компаниями предусматривать жесткие запреты на реэкспорт российского СПГ.

И еще один момент. Почему-то обсуждаются лишь варианты замещения, предусматривающие вывоз природного газа за пределы страны. А приоритетным направлением замещения должен стать внутренний рынок.

Во-первых, необходимо продолжать газификацию домашних хозяйств (уровень газификации населения страны, по данным вице-премьера Новака, составляет лишь 72%).

Во-вторых, на базе отечественного природного газа следует создавать мощности, производящие продукт с высокой добавленной стоимостью. Это широкий спектр промышленных предприятий с высокой энергоемкостью производств, для которых природный газ является не энергоресурсом, а сырьем. Прежде всего, предприятия химической промышленности.

Дмитрий Иванович Менделеев говорил: «Сжигать нефть все равно что топить печку ассигнациями». И то же самое со сжиганием природного газа. А мы делаем еще хуже: отправляем природный газ для сжигания за границу. Был бы жив Д.И. Менделеев, он назвал бы это варварством. Природный газ дан нам для того, чтобы мы могли, восстановив промышленность, обрести реальный экономический суверенитет. И последняя безумная инициатива Брюсселя должна подвести нас к этому очевидному выводу.

Фото: REUTERS/Gleb Garanich

Оцените статью
0.0