Перейти к основному содержанию
Американский доллар пока не уступает место другим валютам

Американский доллар пока не уступает место другим валютам

О том, что Америка уже долгие годы рубит сук, на котором сидит, говорят и пишут многие. Строго говоря, таких суков у Америки несколько. Например, военный сук – военное доминирование в мире. Но, наверное, самым важным суком является доллар США. Долларовый сук подрублен, но не срублен. Америка продолжает сидеть на этом суку.

Однако за 15 лет произошло более чем 11-кратное увеличение долларовой массы в обращении.

О том, что Америка уже долгие годы рубит сук, на котором сидит, говорят и пишут многие. Строго говоря, таких суков у Америки несколько. Например, военный сук – военное доминирование в мире. Но, наверное, самым важным суком является доллар США. Долларовый сук подрублен, но не срублен. Америка продолжает сидеть на этом суку.

В конце 90-х – начале 2000-х годов доля доллара США в мировых валютных резервах, по данным МВФ, превышала 70 процентов. Так, в 1999 году она достигла своего максимума – 70,9%. Далее происходило плавное снижение этого показателя. В середине прошлого года доля доллара США опустилась до 59,18%. Правда, в середине текущего года она несколько поднялась – до 59,53%. Но ведь и это можно назвать абсолютным доминированием. Следующая за долларом США денежная единица евро имела долю, почти в три раза меньшую – 19,77%. Далее следовали такие резервные валюты, как японская иена (5,18%), британский фунт стерлингов (4,88%); китайский юань (2,88%); канадский доллар (2,49%); австралийский доллар (1,68%), швейцарский франк (0,25%). На все прочие валюты в совокупности пришлось 3,15%. Драматического снижения доли доллара США в мировых валютных резервах в нынешнем столетии пока не произошло.

Ещё одним показателем, характеризующим позиции валюты в мире, является её доля в международных платежах. Такую статистику ведет система СВИФТ, обеспечивающая информационную и коммуникационную поддержу международных операций по платежам и расчетам. Согласно последним данным, по итогам сентября 2022 года доля доллара США в международных платежах составила 42,31%. Двумя годами раньше (в сентябре 2020 года) эта доля равнялась 38,45%. Как видим, произошло укрепление позиций американской валюты на фоне ослабления за эти два года позиций других известных валют.

Среди других показателей, позволяющих оценивать позиции отдельных денежных единиц в мировой валютной системе, следует назвать их удельный вес в валютообменных операциях. Такие операции осуществляются на рынке ФОРЕКС (от англ. Foreign Exchange — «обмен иностранных валют», иногда FX). С тех пор, когда на Ямайской международной валютно-финансовой конференции в 1976 году был отменен послевоенный золотодолларовый стандарт, а ему на смену пришел бумажно-долларовый стандарт, мировой рынок по обмену валют стал стремительно расти. Учет операций на рынке ФОРЕКС ведет Банк международных расчетов в Базеле. По его данным, ежедневный оборот на рынке в 1977 году составлял еще достаточно скромную величину в 5 млрд долларов. Т. е. валютный рынок все еще выполнял свою основную функцию – обмен валют, необходимых для внешнеторговых сделок. А далее началась настоящая валютная вакханалия, обусловленная тем, что валютами стали просто спекулировать и зарабатывать гигантские деньги на колебаниях валютных курсов (до этого, при золотодолларовом стандарте страны-члены МВФ обязывались поддерживать стабильными курсы своих денежных единиц).

Банк международных расчетов раз в три года представляет обзор о состоянии рынка ФОРЕКС. В конце октября сего года вышел последний обзор, который содержит статистические данные по состоянию на апрель. Были собраны данные от более чем 1200 банков и дилеров в 52 странах. По сравнению с апрелем 2019 года, когда средние дневные обороты на рынке равнялись 6,6 трлн долл., в апреле текущего года они выросли до 7,5 трлн долл. По сравнению с предыдущими трехлетними периодами прирост достаточно скромный – всего на 14%.

С учётом рассматриваемой нами темы нас больше всего в этом обзоре интересует структура операций по видам валют. В апреле доля доллара США составила 88,5%. Отмечу, что, поскольку речь идет о валютообменных операциях, сумма всех валют, согласно методологии БМР, составляет 200%. В обзоре даются цифры по валютной структуре операций на рынке ФОРЕКС, начиная с 1989 года. Тогда доля доллара США равнялась 90%. После этого такой показатель был зафиксирован еще в 2001 году. Все остальные годы доля доллара США была ниже. А самым низкой она была в 1992 году – 82%. В 2019 году доля равнялась 88,3%. Таким образом, позиции доллара США на рынке ФОРЕКС не изменились не только за три последние года, на и за три с лишним десятилетия. Он по-прежнему продолжает царствовать на этом рынке.

Для сравнения приведу данные по другим валютам (доля в операциях на рынке ФОРЕКС в апреле 2022 года; в скобках – в апреле 2019 года; %):

Евро – 30,5 (32,3)

Японская иена – 16,7 (16,8)

Британский фунт стерлингов – 12,9 (12,8)

Китайский юань – 7,0 (4,3)

Австралийский доллар – 6,4 (6,8)

Канадский доллар – 6,2 (5,0)

Швейцарский франк – 5,2 (4,9)

Гонконгский доллар – 2,6 (3,5)

Как видим, наиболее заметно за три года просели позиции евро и гонконгского доллара. Укрепили свои позиции канадский доллар и особенно китайский юань. Теперь китайская валюта занимает пятое место по объемам операций на рынке ФОРЕКС, поднявшись в рейтинге валют сразу на три строчки. Китайская валюта сумела обойти австралийский и канадский доллары и швейцарский франк. Основная часть операций с участием доллара США пришлась в апреле на следующие операции (в скобках – доля в апреле 2019 года; %):

Доллар США / евро – 22,7 (24,0)

Доллар США / иена – 13,5 (13,2)

Доллар США / фунт стерлингов – 9,5 (9,6)

Доллар США / юань – 6,6 (4,1)

Доллар США / канадский доллар – 5,5 (4,4)

Доллар США / австралийский доллар – 5,1 (5,4)

Доллар США / швейцарский франк – 3,9 (3,4)

Доллар США / гонконгский доллар – 2,4 (3,3).

Как видим, наиболее просела доля по операциям обмена доллара США и евро. А наибольший прирост был по операциям в паре «Доллар США – юань».

Я думаю, приведенных статистических данных вполне достаточно, чтобы понять: доллар США на данный момент времени продолжает занимать в мировой валютно-финансовой системе позиции, которые мало отличаются от тех, которые он занимал не только год назад, но и десятилетие назад, и даже несколько десятилетий назад. Эти цифры не дают основания утверждать, что американский доллар «умер» или находится «при смерти». У него есть ещё некоторый запас прочности. Насколько хватит этого запаса, сказать сложно.

При президенте Дональде Трампе его команда делала попытки остановить процесс приближения смерти доллара. Даже предпринимались попытки вдохнуть в него вторую жизнь. Для этого, прежде всего, надо было остановить работу «топора», который продолжал рубить ветку под названием «Доллар США», а выражалась эта работа в том, что ФРС США, в руках которой находился «топор», с помощью печатного станка наращивала эмиссию долларов и годами держала ключевую ставку почти на нулевой отметке. Когда в Белый дом пришел Джо Байден, его команда дала указание Джерому Пауэллу (руководителю ФРС) активизировать работу «топора». Накануне финансового кризиса 2008-2009 гг. активы ФРС США составляли около 0,8 трлн долл. К концу пребывания Трампа в Белом доме активы превысили 7 трлн долл. Активы прирастали за счет покупки американским Центробанком казначейских и ипотечных бумаг с помощью долларов, сходивших с «печатного станка» и переполнявших денежное обращение новыми миллиардами и триллионами. В середине октября активы ФРС достигли 8,95 трлн долл. За 15 лет произошло более чем 11-кратное увеличение активов ФРС и, следовательно, примерно такое же увеличение долларовой массы в обращении. Ключевая ставка ФРС США также длительное время находилась на уровне плинтуса. Она была резко понижена в 2008 году, когда разгорался финансовый кризис. Быстро она была доведена до значения 0-0,25%. На этом уровне она находилась ровно 7 лет (с 16 декабря 2008 по 16 декабря 2015 г.), а затем после некоторого повышения вновь вернулась на этот же нулевой уровень, где находилась еще ровно два года (с 16 марта 2020 по 16 марта 2022 г.).

С весны ФРС США неожиданно поставила жирную точку на своей ультралиберальной («голубиной») денежно-кредитной политике. Начался период ужесточения, или «ястребиной» политики. Она выражается в повышении ключевой ставки и сокращении денежной массы путем продаж казначейских и ипотечных бумаг из портфеля Федрезерва. В частности, 2 ноября Комитет по операциям на открытом рынке ФРС принял решение о еще одном повышении ключевой ставки, а на сегодняшний день она уже достигла уровня 3,75-4%. Федеральный резерв уже с весны твердит, что его главной задачей является борьба по подавлению инфляции, которая с той же весны имеет месячные значения, превышающие 8%.

Однако, как мне кажется, борьба с инфляцией является лишь прикрытием. Вашингтон судорожно пытается остановить приближающийся крах американского доллара. Долларовая «ветка», на которой сидит Америка, уже на 90 процентов подпилена в результате проводившихся последние пятнадцать лет действий ФРС в рамках «голубиной» денежно-кредитной политики. Долларовая ветка уже трещит, но падения сидящей на ней Америки еще не произошло.

При этом благополучные показатели позиций доллара США в мировой валютно-финансовой системе не должны никого вводить в заблуждение. Вашингтон понимает фатальность облома долларовой «ветки». И очень нервничает. Отсюда все больше агрессивных заявлений и действий Вашингтона, не способных сохранить гегемонию Америки, но представляющих угрозу всему миру. Среди таких действий следует, прежде всего, назвать решение о «заморозке» валютных резервов РФ на сумму 300 млрд долл. Следующим неадекватным шагом Вашингтона может стать решение о конфискации российской «замороженной» валюты.

Оцените статью
0.0