Перейти к основному содержанию
В Самарканде Турция пыталась легализовать «независимость» Северного Кипра

В Самарканде Турция пыталась легализовать «независимость» Северного Кипра

10-11 ноября Самарканде под девизом «Новая эра турецкой цивилизации: на пути к общему развитию и процветанию» прошла очередная встреча лидеров Организации тюркских государств (Узбекистан, Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, а также Туркменистан и Венгрия в качестве наблюдателей).

10-11 ноября Самарканде под девизом «Новая эра турецкой цивилизации: на пути к общему развитию и процветанию» прошла очередная встреча лидеров Организации тюркских государств (Узбекистан, Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, а также Туркменистан и Венгрия в качестве наблюдателей). Как отмечает Daily Sabah, участники совещания обсудили «вопросы экономического сотрудничества и актуальной международной повестки дня… Эрдоган уже несколько лет добивается более тесных культурных, языковых и религиозных связей с несколькими бывшими советскими странами на Кавказе и в Центральной Азии».

В своём выступлении турецкий президент Реджеп Эрдоган предложил «разработать общую концепцию безопасности и продолжить заседания секретарей Совета безопасности». Соответствующие поручения включены в принятую по итогам встречи Самаркандскую декларацию.

Из других одобренных в ходе встречи идей Эрдогана – создание Тюркского инвестиционного фонда в размере 500 млн. долл. Возможно, его создание будет способствовать повышению доли взаимной торговли, которая, как сообщил Шавкат Мирзиёев, не превышает 4 % их совокупного внешнеторгового оборота государств ОТГ.

Что касается военно-политических вопросов, здесь не всё так просто. После предыдущей встречи Совета сотрудничества тюркоязычных государств на берегах Босфора (где он и был переименован в Организацию тюркских государств) и на фоне драматических январских событий в Казахстане в турецких СМИ муссировалась идея создания «тюркских сил быстрого реагирования». Однако пока об этом ничего не слышно: насколько можно судить, прорабатывается лишь идея формирования под эгидой ОТГ некоего аналога наднациональной структуры, призванной ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Не менее показательна и попытка Анкары явочным порядком протащить «независимость» Турецкой Республики Северного Кипра – марионеточного квазигосударственного образования, провозглашённого после вторжения турецкой армии на «остров Афродиты» в 1974 году. В пункте 7 Самаркандской декларации участники встречи «рассматривают турецких киприотов как часть Тюркского мира и приветствуют статус ТРСК как наблюдателя ОТГ». Между тем, согласно уставным документам ССТГ / ОТГ, статус наблюдателя «может предоставляться государствам (выделено нами. – Ред.), международным организациям и международным форумам». О принятии ТРСК наблюдателем в ОТГ заявил министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, а глава Управления по коммуникациям Президента Турции Фахреттин Алтун опубликовал в соцсетях соответствующее поздравление.

Формальное разъяснение от пресс-секретаря президента Казахстана не заставило себя ждать: «От СМИ поступают вопросы относительно сделанного на сегодняшнем саммите Организации тюркских государств в Самарканде заявления президента о поддержке территориальной целостности всех государств и соблюдении устава ООН. В связи с этим хотел бы отметить, что данное заявление глава государства сделал в связи с настоятельной просьбой предоставить Турецкой Республике Северного Кипра статус наблюдателя в Организации тюркских государств. Казахстан, как неоднократно говорил наш президент, последовательно придерживается устава ООН и ключевых принципов международного права». «По итогам саммита никакого отдельного решения по Северному Кипру не подписывалось. Узбекистан строго руководствуется нормами международного права, в особенности в вопросах суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. О признании Северного Кипра в качестве независимого государства речи быть не может», – заявил министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов.

Согласно имеющейся информации, турецкая сторона активно прорабатывает вопрос о присоединении к ОТГ в качестве наблюдателей различного рода не имеющих собственного международного представительства «тюркских» территорий и этнических групп с перспективой создания при ОТГ «ассамблеи непредставленных тюркских народов». Среди возможных «кандидатов» на участие в подобного рода структуре – туркоманы Сирии и Ирака, азербайджанцы северо-западных останов Ирана, тюркские народы России и Китая, гагаузы Буджака и т. д. 1 ноября Чавушоглу в который уже раз принимал в Анкаре лидера запрещённого в России «меджлиса крымско-татарского народа» Мустафу Джемилева. Надо полагать, не только он, но и все другие «борцы за общетюркское дело» находятся под пристальным присмотром турецких спецслужб.

Заметим, заявления Астаны и Ташкента о приверженности «территориальной целостности всех государств и соблюдении устава ООН» не сопровождаются отзывом либо пересмотром седьмого пункта Самаркандской декларации, которая, конечно же, согласовывалась заранее. Соответственно, у турецкой дипломатии остаётся, опираясь на созданный прецедент, некоторая свобода манёвра по продвижению идей «тюркского мира» в его практически-территориальном преломлении. В случае успеха на июньских выборах 2023 года прозападной оппозиции этнически мотивированная внешняя политика может стать дополнительным фактором обострения российско-турецких отношений.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0