Перейти к основному содержанию
Как работают наши сети – письмо читателя

Как работают наши сети – письмо читателя

Сегодня мы публикуем письмо в редакцию нашего читателя, который рассказывает интересные подробности из истории своих взаимоотношений с российскими социальными сетями.

Несколько слов о саботаже

Сегодня мы публикуем письмо в редакцию нашего читателя, который рассказывает интересные подробности из истории своих взаимоотношений с российскими социальными сетями.

С 24 февраля 2022 года, когда началась специальная военная операция вооружённых сил России на Украине, минуло больше девяти месяцев. Многое поменялось и в нашем быту, и в обществе, и во властных кругах страны. Однако что-то не меняется, к сожалению, ни на миллиметр. В данном случае речь идёт о «наших родных» российских соцсетях.

С 2020 года мир столкнулся с жесткими ограничениями свободы слова в самых «свободных» западных социальных сетях, таких как [запрещённые в России] «Фейсбук»*, «Инстаграм»*, заблокированный «Твиттер» и даже «Ютьюб». Эти социальные сети самочинно начали блокировать инакомыслие, а точнее неудобный для общей англо-саксонской повестки нарратив. По началу это делалось довольно аккуратно и точечно, но после начала СВО все маски спали, и блокировки пошли потоком, даже без формальной ссылки на нарушение правил. Так были вычищены «под ноль» «Фейсбук» и «Ютьюб». При этом, что показательно, в выдаче были подняты все украинские паблики и блогеры с «правильной» информационной повесткой. И это понятно: социальные сети – важнейший информационный инструмент воздействия; коллективный Запад контролирует данный инструмент умело и безжалостно.

Хорошо, с Западом всё понятно. У что у нас? Ведь в России есть собственные соцсети, они достаточно хорошо развиты. Так как же они реагируют на мировые геополитические сдвиги? Какова позиция отечественных площадок в отношении к тому, что происходит в мире?

Тут, к сожалению, всё очень плохо. Плохо настолько, что иногда кажется, что в общении с техподдержкой наших соцсетей мы общаемся с кем-то, кто плевать хотел на то, что мы живём во время напряжённых информационных боевых действий. Только битва идёт не на реальном поле боя, а на информационном пространстве, где западные соцсети уже четко обозначили свою позицию, а отечественные просто-напросто игнорируют реальность и руководствуются старыми представлениями, в рамках которых война – это табу, насилие и политические высказывания не желательны и тому подобными «довоенными» ценностями либерального свойства.

Я веду группу в основных российских соцсетях, таких как ОК, ВК и Дзен. До некоторых пор бенефициарами данных соцсетей были Мейл.Ру и «Яндекс». В середине сентября 2022 года «Яндекс» и Мейл.Ру обменялись активами, и Дзен также перешел под управление Мейл.Ру. И каков же подход Мейл.Ру к политическому и военному контенту? Ответ крайне неутешительный. Техподдержка Мейл.Ру групп постоянно давит на авторов патриотического контента, а антироссийский контент месяцами висит до победного, пока сотни, если не тысячи активных пользователей не начнут жаловаться на подобные творения.

Для примера. Автора несколько раз подряд блокировали в ВК за посты, в которых было видео с расстрелом пленных русских солдат на Украине. Несколько раз блокировали и видео с фиксацией преступлений ВСУ. На все обращения в техподдержку мы получали ответ, что нарушены правила ВК. А именно вот этот пункт:

«Другой шокирующий контент» – это универсальный блок любой информации с фронтов. Четкого определения фразы «шокирующий контент» нет в правилах, поэтому любой неудобный контент подходит под это определение.

Вот ещё одна выдержка из того, на что ссылается техподдержка ВК:

«ВК – не место для травли и прославления насилия» – гласят правила ВК. Вот интересно! Освещая удачную контратаку наших военных на Херсонщине, мы прославляем насилие или нет? По правилам ВК – прославляем. Вот вам и повод для блокировки. Алгоритм работы предельно примитивный. Кто-то «массово» жалуется на некий контент, данный материал попадает в ТП и там блокируется, если в нем есть что-то про войну или острую политическую позицию – вот вам и бан. ЦИПсО и украинские «гражданские активисты» освоили воздействие на алгоритмы российских соцсетей и умело координируют свои «массовые» жалобы для блокировки неугодного им контента. Техподдержка, следуя собственным инструкциям, начинает работать на ЦИПсО. И это при том, что западные соцсети просто поставили блок на наше мнение и не блокируют посты в стиле «надо вырезать русских везде, где можно до них дотянуться». Это реальные посты их «Фейсбука», которые не попадают в блок даже после жалоб.

В Дзене мы также получили ограничение на канал, и звучит оно так: «Публикации вашего канала рекомендуются только подписчикам. Чтобы они показывались в общей ленте рекомендаций, соблюдайте требования Дзена». По итогу общения с техподдержкой выяснилось, что часть из почти 3000 постов на нашем канале, который, кстати, не подключён к монетизации самого Дзена (т. е. мы не получаем от Дзена ни копейки), не являются оригинальными и должны быть удалены. На мои вопросы о том, как без копирования освещать ситуацию на фронте, мне не было дано адекватного ответа. А на вопрос, какие публикации являются неоригинальными и какие нужно удалить, мне было предложено удалить все 3000 постов и начать публиковать посты заново после проверки и снятия претензий. Никак, кроме как саботажем, назвать это невозможно.

Так чьи интересы обслуживают российские соцсети? Ответ очевиден – свои узкокорпоративные, и это в лучшем случае. Они не готовы адаптироваться к новым условиям и не планируют менять свои правила, исходя из военно-политической обстановки. Их интересуют формальные правила и больше ничего. И это, повторяю, ещё лучший вариант ответа.

Оцените статью
0.0