Перейти к основному содержанию
Угроза «логических бомб»

Угроза «логических бомб»

США и их союзники внимательно следят за тем, как исполняются антироссийские санкции. Запад резонно полагает, что одной из наиболее болезненных для России санкций является запрет на поставку микрочипов и другой электроники, которая может быть использована в производстве оружия и военной техники. Соответственно, Запад пристально отслеживает, насколько эффективно исполняется данный запрет. На этот счёт есть, в частности, интересные расследования, проводимые журналистами и независимыми экспертами.

К чему приводят дыры в блокадном занавесе

США и их союзники внимательно следят за тем, как исполняются антироссийские санкции. Запад резонно полагает, что одной из наиболее болезненных для России санкций является запрет на поставку микрочипов и другой электроники, которая может быть использована в производстве оружия и военной техники. Соответственно, Запад пристально отслеживает, насколько эффективно исполняется данный запрет. На этот счёт есть, в частности, интересные расследования, проводимые журналистами и независимыми экспертами.

Одно такое расследование было проведено лондонским Королевским объединённым институтом оборонных исследований (Royal United Services Institute for Defence and Security Studies – RUSI). Доклад по итогам расследования появился в августе: «Предварительные уроки обычных боевых действий после вторжения России в Украину: февраль – июль 2022 г.» (Preliminary Lessons in Conventional Warfighting from Russia’s Invasion of Ukraine: February – July 2022). В докладе отмечалось, что несмотря на то, что буквально 24 февраля большинство высокотехнологичных компаний коллективного Запада объявили о прекращении поставок в Россию чипов и других электронных компонентов, поставки все-таки продолжались.

Главным в докладе было полевое исследование пяти экспертов RUSI, находившихся на Украине несколько месяцев. За это время они изучили 27 образцов самого современного российского оружия, захваченного, сбитого или оставленного российскими войсками. Внимание экспертов было сфокусировано на выявлении деталей, компонентов, узлов нероссийского происхождения. Всего в новейшей российской технике выявлено более 450 импортных компонентов, в первую очередь из США, Японии, Тайваня, Кореи и европейских стран. Но 70% компонентов имели американское происхождение. По данным RUSI, с 24 февраля до конца мая в Россию было поставлено более 15 тысяч партий западных электронных компонентов, причем большая их часть была американского производства. Я достаточно подробно описал содержание доклада в статье «Западная электроника в сердце российской военной машины».

И вот 13 декабря появились результаты нового расследования на ту же тему, проведенного RUSI и информационным агентством Reuters. Доклад называется «Цепочка поставок, которая поддерживает приток технологий в Россию» (The supply chain that keeps tech flowing to Russia) Новый доклад содержит цифры и факты, относящиеся преимущественно к периоду с начала апреля по конец октября 2022 г.

В новом докладе признается, что в период с августа по конец октября поток микроэлектроники в Россию не снизился по сравнению с предыдущими месяцами.

Российская таможенная служба ещё в марте месяце закрыла значительную часть оперативной статистики по экспорту и импорту Российской Федерации. В том числе по импорту продукции электроники и микроэлектроники. Но, видимо, RUSI и Reuters сумели добыть секретную информацию Федеральной таможенной службы РФ по импорту такой продукции. Итак, по данным ФТС с 1 апреля по 31 октября (т.е. за семь месяцев) Россия получила по импорту электронные компоненты на сумму не менее 2,6 млрд долларов, в том числе чипы на 777 млн долларов производства западных фирм – Intel Corp, Advanced Micro Devices (AMD), Texas Instruments, Analog Devices, Infineon. Это те чипы, которые были обнаружены в российском оружии, применяемом в СВО.

На первом месте среди американских фирм стоит Intel Corp; поставки ее продукции в Россию за семь месяцев составили 457 млн долл. Приводится помесячная статистика поступлений продукции Intel Corp в Россию (млн долл.): апрель – 30,38; май – 40,73; июнь – 52,83; июль – 69,14; август – 85,91; сентябрь – 90,26; октябрь – 87,96. Как видим, просматривается тенденция к наращиванию поставок.

Авторы доклада пытаются проследить маршруты движения продукции микроэлектроники в Россию. Конечно, это поставки через третьи страны. В докладе упоминаются такие «промежуточные» страны, как Турция, Гонконг и Эстония. На их территориях действуют фирмы-посредники («фирмы-прокладки»).

Такой фирмой является, например Azu International. Она была специально создана для поставок запрещённых компонентов в Россию, зарегистрирована в Турции в марте 2022. А уже через неделю приступила к поставкам в РФ американских комплектующих. До конца октября стоимость таких поставок составила 20 млн долларов. Кстати, турецкий бизнесмен Гоктюрк Агваз, соучредитель Azu International, одновременно является руководителем немецкой фирмы Smart Impex. Последняя до 24 февраля занималась поставками электронных комплектующих в Россию. А после этого переключилась на экспорт в Турцию, откуда запрещенная продукция стала реэкспортироваться в Россию.

В марте генеральный директор московской логистической фирмы Novelco Григорий Григорьев зарегистрировал в Турции компанию Smart Trading, которая приступила к поставкам в Россию американских полупроводников. Поставки составили к концу октября не менее 660 тысяч долларов.

А вот зарегистрированная в Гонконге фирма Pixel Devices. Она была создана гражданином России Кириллом Носовым (правда, сам он в персонале фирмы не числится). Главным партнёром Pixel Devices является российская фирма КомпЛига (Петербург), которая за семь месяцев закупила у гонконгской фирмы электроники на 210 млн долларов, в том числе продукции американских компаний Intel и AMD не менее чем на 50 млн долларов.

Ещё одна подобная фирма Elmec Trade, зарегистрированная в Таллине; генеральный директор – Александр Фоменко. Эстонская компания за семь месяцев поставила в Россию микроэлектроники на сумму не менее 17 млн долларов, в том числе продукцию американского производителя микросхем Analog Devices.

В докладе в фокусе внимания оказались некоторые российские фирмы-импортеры микроэлектроники, которые имеют несколько партнёров в «дружественных» странах. Например, ООО «Фортап» из Санкт-Петербурга, фирма была создана российским бизнесменом в апреле и с тех пор импортировала электронику на сумму не менее 138 миллионов долларов, включая комплектующие из США. Одним из главных поставщиков «Фортап» является турецкая компания Bion Group Ltd Sti. Еще один российский импортер – ООО «Титан-Микро». Его партнеры фирмы в Гонконге и Турции, связанные с гражданами России.

Ещё раз повторю, что главным выводом доклада является заключение о том, что эффективность антироссийских санкций по микроэлектронике оказалась низкой, импорт запрещённой продукции в Россию даже растёт. В докладе приводится следующее сообщение представителя министерства торговли США: «С начала вторжения доступ России к полупроводникам из всех источников сократился почти на 70 процентов благодаря беспрецедентным действиям коалиции из 38 стран, собравшихся вместе, чтобы отреагировать на агрессию Путина. Неудивительно, что Россия прилагает все усилия, чтобы обойти контроль». Агентство Reuters обратилось с запросами в министерство торговли США, а также в Администрацию Президента РФ и Минпромторг России с просьбой прокомментировать материалы расследования. В докладе говорится: «Представитель сказал, что Министерство торговли [США] проанализировало разные данные и поэтому не может комментировать выводы Reuters. Администрация Путина и Минпромторг России не ответили на запросы с просьбой прокомментировать эту статью».

Правительство США с 24 февраля наложило экспортные ограничения на десятки компаний, чтобы попытаться остановить поток чувствительных высокотехнологичных компонентов в Россию. Кое-какие фирмы-прокладки Вашингтону даже удаётся закрыть, но это напоминает охоту на мух: на месте закрытой фирмы появляется новая. В докладе признается: «Расследование, проведенное Reuters и RUSI, показало, что, по-видимому, существует активный список запасных игроков, готовых заменить такие организации».

Выводы, содержащиеся в докладе Reuters и RUSI вызывают у меня смешанные чувства.

С одной стороны, конечно, здорово, что мы продолжаем получать необходимые для производства оружия и военной техники западные электронные компоненты, демонстрируя Западу неэффективность его экономических санкций. С другой стороны, увеличение в последние месяцы «серого» импорта микроэлектроники отчасти подтверждает, что импортозамещение в производстве такой стратегически значимой продукции в России буксует (имеются другие, более очевидные и веские доказательства этого неприятного факта; но это тема отдельного разговора).

И есть ещё один опасный момент нашего затянувшегося пребывания на импортной игле по части микроэлектроники. Некоторые американские эксперты предлагают следующее. Если перекрыть поток американской микроэлектроники в Россию нельзя, следует обратить это на пользу Запада. А именно: наладить поставки противнику «токсичной» продукции. Под ней понимается электроника и микроэлектроника с «закладками». Такие «закладки» (другое название – «логические бомбы») позволят в нужный момент заблокировать или даже уничтожить военную технику и оружие противника.

Вот, в частности, что пишет профессор С. В. Казанцев в статье «Значение оборонно-промышленного комплекса для подъема российской экономики»: «Поставляемые из США и других западных стран микросхемы для вооружения и военной техники (ВВТ) других стран должны хранить "логические бомбы"». Он приводит примеры практического применения «закладок». Во время войны в Персидском заливе Ирак не смог применить закупленные во Франции системы ПВО: заложенные в эти системы «логические бомбы» были активированы с началом боевых действий. Другой пример касается немецких зенитных комплексов Roland, которые в свое время закупили югославы. Во время операции НАТО эти комплексы перестали работать их дистанционно вывели из строя с помощью «закладок» в электрооборудовании.

Конечно, в этих и других примерах речь идет о «закладках» в конечном продукте ВПК – оружии и военной технике, закупленных целиком. Такую «закладку» не очень сложно скрыть от покупателя конечного продукта. А вот «закладка» внутри микрочипа – это уже высший пилотаж. И американские эксперты полагают, что сегодня крупнейшие производители микроэлектроники (Intel, AMD, Texas Instruments) способны это делать. И продвигать такую продукцию через посредников в ОПК России. Недопустимо сбрасывать со счетов подобную угрозу. Снять ее можно только резко ускорив импортозамещение в сфере микроэлектроники.

Оцените статью
4.0