Перейти к основному содержанию
Государственный долг США необратимо растёт

Тайны Минфина США

Нынешний фондированный чистый государственный долг США – лишь верхняя часть долгового айсберга. У правительства Америки есть такие обязательства, которые не оформлены в виде ценных бумаг, но которые прописаны в разного рода федеральных законах. Суммарный государственный долг впервые в истории Америки превысил планку в 100 трлн долларов.

Суммарный государственный долг впервые в истории Америки превысил 100 трлн долларов.

https://t.me/fsk_today

Для начала приведу некоторые данные по государственному долгу, публикуемые американским Минфином. На заре ХХ века государственный долг США измерялся всего несколькими миллиардами долларов. Так, в 1910 году он был равен 2,7 млрд долл., или 8,0% тогдашнего ВВП. Первая мировая война достаточно резко увеличила государственный долг. А с началом Великой депрессии, проведением Франклином Рузвельтом политики «нового курса», вступлением США во Вторую мировую войну, в первые послевоенные годы обозначился процесс непрерывного наращивания государственного долга (млрд долл.; в скобках – доля в ВВП, %): 1930 г. – 16,2 (16,5); 1940 г. – 50,7 (52,4); 1950 – 256,9 (94,0).

Кстати, рекордный относительный показатель государственного долга до последнего времени был показатель 1946 года, равный 121,2% ВВП. В 1950-е годы и далее абсолютная величина долга росла, но очень умеренными темпами. А вот относительный уровень государственного долга стал снижаться. В 1960 году значение уменьшилось до 54,3% ВВП; 1970 г. – до 36,3%; 1980 г. – до 32,5%.

В 1980-е годы ускорилось наращивание государственного долга в абсолютном выражении и наметилась тенденция к увеличению относительного уровня долга. В 1981 году государственный долг пересек планку в 1 триллион долларов. Далее этот показатель равнялся (трлн долл.): 1990 г. – 3,21; 2000 г. – 5,63; 2010 г. – 13,53; 2020 г. – 26,0. За сорок лет рост долга в 26 раз!

А вот как рос относительный показатель долга (доля в ВВП, %): 1990 г. – 54,2; 2000 г. – 55,5; 2010 г. – 91,4; 2020 г. – 116. Как видим, в 2020 году относительный уровень государственного долга приблизился к рекордному показателю 1946 года.

1 февраля 2022 года долг достиг планки в 30 трлн долл. Последний рекорд был зафиксирован 5 октября 2022 года, когда госдолг США превысил отметку в 31 триллион долларов. А по итогам ушедшего 2022 года относительный уровень долга, согласно предварительным оценкам, составил 133,77% ВВП.

Государственный долг США вплотную приблизился к потолку, который был установлен Конгрессом США в конце 2021 года в размере 31,4 трлн долл. Еще немного и если конгресс не поднимет потолок, то почти все бюджетные расходы будут заблокированы. Такое уже не раз бывало в новейшей истории Америки.

Суммарный государственный долг США в размере 31,12 трлн долларов делится на две части: 6,82 трлн внутригосударственный долг США (покупка долга государственными организациями); 24,29 трлн — публичный долг (покупка долга физическими и юридическими лицами США и других стран, денежными властями других стран).

Хотя Байден в ходе своей предвыборной кампании обещал сократить дефицит федерального бюджета и заморозить величину государственного долга, ему это не удалось. За два неполных года его президентства долг увеличился почти на 5 трлн долларов.

The New York Times назвала пересечение планки государственного долга в 31 триллион долларов мрачной финансовой вехой, поскольку этот «рекорд» был зафиксирован на фоне начатой Федеральным резервом США кампании по повышению ключевой ставки. Следовательно, повысятся процентные ставки по долговым бумагам американского Минфина. И в конечном счете вырастут бюджетные расходы на обслуживание долга.

Величина процентных расходов по итогам 2022 года может составить 400 млрд долл. Согласно оценкам Фонда Петерсона, в ближайшие десять лет бюджетные расходы на обслуживание госдолга могут превысить 8 трлн долл. В 2022 финансовом году, по предварительным оценкам Бюджетного управления Конгресса США, федеральное правительство потратило на выплату процентов больше, чем на такие бюджетные направления, как льготы для ветеранов, транспорт и образование. В 2023 финансовом году расходы на проценты станут больше, чем обязательные расходы на программы гарантированного дохода (программы, ориентированные на американцев с низкими доходами, а также программы выплаты пособий по безработице). В 2026 финансовом году процентные платежи превысят общую сумму, которую федеральное правительство тратит на основные программы здравоохранения. В 2029 финансовом году федеральное правительство потратит на проценты больше, чем на оборону.

Предновогодние настроения американцев были еще больше омрачены публикацией, которая появилась в The Wall Street Journal (WSJ) 20 декабря. Ее автор – Винс Колбер (Vince Kolber). Статья называется How Much Washington Really Owes: $100 Trillion» (Сколько на самом деле задолжал Вашингтон: 100 триллионов долларов). Подзаголовок статьи: «Нефондируемые обязательства (unfunded entitlements) США более чем в два раза превышают официальный государственный долг страны. Проблема лишь разрастается».

В статье дается справка: Минфин США определяет государственный долг как общую сумма обязательств правительства по ценным бумагам (казначейские облигации и другие), которые покупаются различными инвесторами на финансовом рынке. Их можно назвать финансовыми, или фондируемыми (funded) обязательствами. Кстати, Минфин обычно дает цифры чистой позиции по фондируемым обязательствам. Т.е. разницу между валовыми (или совокупными) обязательствами и активами, которыми располагает правительство. Так, на конец 2021 финансового года (завершился 30 сентября 2021 г.) сумма совокупных обязательств составила 34,8 трлн долларов. Министерство финансов объявило о том, что сумма активов составила 4,9 трлн долларов. Простая арифметика подсказывает, что чистая позиция составляет 29,9 трлн долларов со знаком минус — настолько долги правительства США больше его активов. Можно сказать по-другому: валовые обязательства правительства обеспечены его активами лишь на 14%. Всем понятно, что погасить основную сумму долга американское государство вряд ли когда-нибудь сможет. Максимум, что оно может обещать инвесторам, – исправно обслуживать долг, т. е. выплачивать проценты.

Так вот, нынешний фондированный чистый государственный долг США – лишь верхняя часть долгового айсберга. У правительства Америки есть такие обязательства, которые не оформлены в виде ценных бумаг, но которые прописаны в разного рода федеральных законах. Прежде всего, это различные социальные обязательства, особенно по медицинскому обеспечению. Речь идет в первую очередь о программах Medicare и Medicaid. Они обещают людям, получившим полисы медицинского страхования, оказание разного рода медицинских услуг на десятилетия вперед. Вплоть до конца жизни держателя медицинского полиса. Можно примерно подсчитать, какими будут эти медицинские услуги в стоимостном выражении. Можно также подсчитать, сколько заложено денег под выполнение указанных обязательств. И оказывается: обязательства превышают денежное обеспечение примерно на порядок. А разница между величиной медицинских и других социальных обязательств, с одной стороны, и имеющимися поступлениями для их выполнения, представляет собой государственный долг. Его можно назвать социальным долгом. Автор статьи в WSJ ссылается на отчет Минфина США по итогам 2021 финансового года, в котором названа величина государственного долга в виде необеспеченных социальных обязательств – 71 трлн долл. Итак, на конец 2021 фин. года чистые финансовые обязательства правительства равнялись 29,9 трлн долл. Если к ним приплюсовать социальные обязательства в 71 трлн долл., то суммарный государственный долг впервые в истории Америки превысил планку в 100 трлн долларов.

Как пишет автор статьи в WSJ, противники признания необеспеченных социальных обязательств правительства государственным долгом «утверждают, что неподъемные обязательства по социальному страхованию на самом деле не являются задолженностью, поскольку конгресс имеет право их сократить, изменив при этом законодательство. Правда, законодателям не удавалось это сделать на протяжении почти сорока лет, и до тех пор, пока они этого не сделают, необеспеченные обязательства будут висеть над нами и дальше, создавая реальные экономические риски».

Примечательно, что если главными виновниками роста финансового (фондированного) государственного долга автор называет чиновников Минфина США, то главную ответственность за стремительное наращивание социального государственного долга он возлагает на конгрессменов и сенаторов. Ради получения голосов избирателей «народные избранники» принимают законы, которые впоследствии выполнить невозможно. «Потолок госдолга должен быть скорректирован таким образом, чтобы он включал общую сумму обязательств, а не уменьшенный "для красоты" и начальственного удобства вариант. Минфин США должен четко отслеживать реальную сумму задолженности федерального правительства. Быть может, благодаря принципам финансовой прозрачности у конгресса откроются глаза. По крайней мере, избирателей следует предупредить о пугающих масштабах расточительности на федеральном уровне, чтобы у нас появилась возможность привлечь к ответственности крупных транжир из конгресса. Вместе с чиновниками, которые легко раздают различные социальные подачки и гранты, именно конгрессмены несут ответственность за инфляцию», – заключает Винс Колбер.

Фото: etftrends.com

Оцените статью
0.0