Механизм узаконенного казнокрадства продолжает функционировать без перебоев
Военно-промышленный комплекс стал складываться в Америке более века назад, в годы Первой мировой войны. С тех пор в Новом Свете процветает то, что В.И. Ленин называл «узаконенным казнокрадством». Главное злоупотребление – завышение цен на продукцию, закупаемую военным ведомством. 62 года назад, 17 января 1961 года, президент Дуайт Эйзенхауэр заявил об угрозе для Америки, которую таит в себе ВПК, этот союз Пентагона и военно-промышленных корпораций.
В статье «О глубинном государстве в недрах США», опубликованной пять лет назад, я сделал обзор американских публикаций на тему источников финансовой подпитки глубинного государства. Я назвал совокупность этих источников «теневым бюджетом» Америки. Бюджет глубинного государства складывается из двух основных источников: доходов ЦРУ и других американских спецслужб от наркобизнеса и нелегальной торговли оружием, а также сверхдоходов, получаемых военно-промышленным комплексом. Некоторые американские эксперты уверены, что основная часть сверхдоходов ВПК не приватизируется, а направляется на пополнение секретных фондов. И из них и осуществляется финансирование глубинного государства.
В 2016-2017 гг. в США вышла серия публикаций и видеоматериалов с участием Кэтрин Остин Фиттс (Catherine Austin Fitts), бывшей помощницы министра жилищного строительства и городского развития, и Марка Скидмора (Mark Skidmore), профессора экономики Мичиганского университета. В них были представлены оценки хищений казенных денег, предназначавшихся Пентагону и другим федеральным ведомствам. За многие годы набежали суммы, измерявшиеся триллионами долларов.
С начала 1990-х годов в США начало действовать законодательство, требующее обязательного аудита расходов и экономической деятельности всех министерств и ведомств американского правительства. Удивительным образом главному по величине бюджетных расходов ведомству – Пентагону – удавалось избегать такого аудита, прикрываясь секретностью значительной части своих расходов. В Америке есть три объекта государственной важности, которые надежно защищены от любых аудитов. Это золотой запас Форт-Нокса (находится на балансе министерства финансов), Федеральная резервная система США (американский Центробанк) и Пентагон.
Заняв Белый дом, Трамп сразу поставил вопрос об аудите Пентагона. И добился, что в декабре 2017 года был запущен первый в истории военного ведомства США полномасштабный аудит. В ноябре 2018 года были обнародованы некоторые результаты проверки. Замминистра обороны Соединённых Штатов Патрик Шэнахан (Patrick Shanahan) сделал громкое заявление: «Мы провалили аудит, но у нас не было надежд на то, что мы его пройдём... Это был аудит организации стоимостью $2,7 трлн, так что сам факт его проведения уже является большим достижением». Названная им цифра – величина самых различных активов, находившихся на балансе Пентагона. На проведение аудита было потрачено в общей сложности более 400 млн долл. Несмотря на такие гигантские затраты, далеко не все активы и не все расходы удалось проверить. Аудиторы признали, что хозяйство Пентагона оказалось в столь запущенном состоянии, что на полноценную проверку необходимо на порядок больше финансовых средств и целая армия аудиторов.
Много вопросов и по проходившим проверку военным расходам за 2018 финансовый год. Так, управление по тыловому обеспечению – одно из самых крупных в министерстве обороны – не смогло представить аудиторам Ernst & Young внятных объяснений, на что было потрачено более 800 млн долл. Необходимых подтверждающих документов не было и за многие предыдущие годы. В общей сложности было выявлено неподтвержденных расходов на сумму 6,5 триллиона долларов.
Было обнаружено бесконечное число случаев завышения цен на закупки разных товаров. Другим открытием аудиторов стало то, что имели место многочисленные случаи расходования казённых денег не на те цели, которые прописывались в бюджете и официальных документах. Еще одним открытием стали внутренние нормативы Пентагона по ускоренной «амортизации» имущества, включая оружие и военную технику. Что, естественно, поддерживало на необходимом уровне спрос на продукцию военно-промышленных компаний. Было выявлено и много других «особенностей» жизни Пентагона. Например, неизрасходованные до конца финансового года остатки бюджетных ассигнований для федерального ведомства должны аннулироваться. А вот остатки средств Пентагона переносились на следующий финансовый год.
В Конгрессе США была очень эмоциональная реакция на проведенный аудит. Раздавались голоса, что до полного наведения порядках в хозяйстве Пентагона необходимо резко сократить военный бюджет США. Еще при Бараке Обаме был принят 5-летний план на 2016-2020 гг. по сокращению оборонных расходов на 125 миллиардов долларов (примерно 20% всего годового военного бюджета), но ни план Обамы, ни результаты первого аудита Пентагона не отразились на проекте военного бюджета на 2019 и последующие финансовые годы.
В 2019 году был проведен второй аудит активов Пентагона и его расходов. На этот раз проверки охватили имущество Пентагона почти на 6 трлн долл. Для решения поставленных задач 1400 аудиторов посетили 600 военных объектов по всему миру и проверили более 100 000 образцов оборудования. По завершении второго аудита контролер Пентагона Элейн МакКаскер (Elaine McCusker) заявила, что "как и ожидалось" Пентагон получил отрицательную оценку своей хозяйственной деятельности, но лично она "видит реальный прогресс". Второй аудит показал, что из 2300 конкретных замечаний по итогу аудита 2018 финансового года 23% (530) были успешно исправлены, что МакКаскер назвала “солидным прогрессом за первый год". Однако при этом появилось 1300 новых замечаний. Таким образом, общая масса замечаний выросла на 770.
Стала очевидной необходимость продолжения «раскопок» в хозяйстве Пентагона. Были проведены третья и четвертая аудиторские проверки. За ними последовала пятая. Ее итоги были оглашены в ноябре 2022 года. Американское издание The Hill посвятило этой теме публикацию Defense Department fails another audit, but makes progress (Минобороны провалило очередной аудит, но добилось прогресса) В статье дается краткая аннотация аудита: «После того, как 1600 аудиторов прочесали активы министерства обороны на сумму 3,5 трлн долларов и обязательства на 3,7 трлн долларов, официальные лица обнаружили, что министерство не может отчитаться примерно о 61% своих активов».
Факты узаконенного казнокрадства в США с каждым новым аудитом множатся, но механизм узаконенного казнокрадства продолжает функционировать без перебоев.
И некоторые выводы.
Во-первых, изучение результатов таких аудитов помогает лучше видеть эффективность военных расходов Америки; это нам нужно для того, чтобы планировать собственный оборонный бюджет, который позволял бы обеспечивать военный паритет РФ и США.
Во-вторых, такие исследования позволяют лучше понимать возможности глубинного государства, представляющего угрозу для России.
В-третьих, изучение опыта узаконенного казнокрадства в ВПК США может помочь предотвратить «узаконенное казнокрадство» в рамках российского оборонно-промышленного комплекса.