«Вчера в Париже мне было страшно – это страх перед будущим…»
Во Франции волна протестов против пенсионной реформы, которую правительство Макрона протолкнуло в обход парламента и вопреки воле большинства французов, поднимается всё выше.
23 марта, на девятый день объявленной крупнейшими профсоюзами мобилизации против пенсионной реформы на улицы 300 городов по всей стране, по данным Всеобщей конфедерации труда (GCT), вышли 3,5 млн демонстрантов. Самые крупные демонстрации прошли в Париже, Бордо и Страсбурге. В Париже был достигнут абсолютный рекорд – 800 тысяч парижан!
Демонстрации переросли в столкновения с полицией, применявшей слезоточивый газ. В Бордо во время митинга подожгли ворота у здания мэрии. Снимки горящей ратуши облетели весь мир. The Washington Post обращает внимание на «впечатляющие кадры пламени, охватившего главный вход в ратушу Бордо, в то время как толпа ликует снаружи».
В столице демонстранты поджигали баки с мусором, киоски и двери домов. За один только день было зафиксировано около тысячи серьезных пожаров, министр внутренних дел Жеральд Дарманен сообщил, что по городу бродят «полторы тысячи головорезов, специально прибывших в Париж для атак на полицию и госучреждения» (1500 casseurs, manifestement là pour casser du flics et des bâtiments publics).
По данным МВД, 123 полицейских и жандармов были ранены, в том числе семеро в Париже. Арестовано 172 демонстранта, в том числе 77 в столице.
Ситуация в стране «заметно накалилась и ухудшилась», отмечает Süddeutsche Zeitung. По данным немецкой газеты, 23 марта было ранено 440 полицейских и арестовано 457 манифестантов, что значительно превышает данные французского МВД.
«На улицы Франции выплеснулась ярость», – пишет The Times, рассказывая как группа мужчин в черных капюшонах блокирует пожарную машину, пытающуюся погасить горящую кучу мусора.
Французские СМИ отмечают большое число людей в масках и черных капюшонах, которых считают боевиками леворадикальной группировки black bloc, созданной в отчет на полицейское насилие.
Выступление Макрона в телевизионных новостях 22 марта лишь разожгло гнев протестующих. Макрон заявил, что «протестующая толпа нелегитимна по сравнению с народом, который выражает свое мнение через избранных им должностных лиц». Еще больше разъярило французов то, что Макрон во время интервью незаметно снял с руки часы за 80 тысяч евро.
Депутаты парламентской фракции партии «Непокоренная Франция» с импровизированной трибуны призвали парижан к революции. Призыв был подхвачен тысячами голосов, скандировавих «Revolution, revolution!». По улицам столицы провезли самодельную гильотину, пророча Макрону судьбу казнённого Людовика XVI.
По всей Франции протестующие заблокировали многие школы и университеты, станции метро, аэропорты.
В небольшом городке Сент-Солин (департамент Дё-Севр) прошла организованная движением Bassines non merci, экологическим движением «Восстание Земли» и Крестьянской конфедерацией многотысячная демонстрация протеста против строительства гигантского ирригационного водохранилища, в ходе которой было ранено более двухсот человек, причем один из них находится в глубокой коме. Около тысячи боевиков black bloc в черных капюшонах, оснащенные щитами и противогазами, атаковали полицейских, бросая в них камни и коктейли Молотова. Полиция не смогла задержать ни одного.
«Многие из этих ультражестоких боевиков прибыли из соседних стран. Их борьба с силами правопорядка ведется по всей Европе. Немецкие и итальянские крайне левые группировки регулярно участвуют в подобных боях», – сообщает телеканал TF1. Активист-эколог сказал журналистам телеканала, что многие боевики приехали из Испании, Италии и Новой Зеландии.
Призыв лидера «Непокоренной Франции» Меланшона покончить с «президентской монархией» и учредить Шестую республику был услышан даже банкирами лондонского Сити. Financial Times в статье Is France on the road to a Sixth Republic? пишет, что «Пятая республика себя изжила, утратив свой блеск», а французские элиты «проводят свою трудовую жизнь, не выходя за пределы кольцевой дороги, окружающей Париж. Они относятся к остальной Франции почти как к колонии, населенной вонючими крестьянами, не сумевшими усвоить парижскую культуру, которой их учили в школе, и голосуют либо за крайне правых, либо за крайне левых».
Financial Times считает, что непопулярная пенсионная реформа Макрона «увеличивает риск того, что французы последуют за американцами, британцами и итальянцами и проголосуют за популистов, избрав в 2027 году президентом Марин Ле Пен». «Франция не может так продолжать. Пришло время покончить с Пятой республикой с ее всемогущим президентом и провозгласить менее авторитарную Шестую республику. Макрон может быть тем, кто это сделает», – пишет рупор финансового капитала.
В своем выступлении по телевидению Макрон мотивировал необходимость поднятия пенсионного возраста нехваткой бюджетных средств. Профсоюзы обвинили его во «лжи» и «неуважении». Лидер компартии Фабьен Руссель уверен, что Макрон сознательно ведет к радикализации протестов.
Простой подсчет показывает, что пенсионная реформа не даст серьезной экономии национального бюджета. По официальным данным, она будет ежегодно приносить в госказну 18 миллиардов евро. Но это ничто по сравнению с обязательствами Макрона инвестировать 50 млрд евро в ядерную энергетику и 100 млрд евро в оборону. К тому же процентные платежи, растущие из-за ужесточения денежно-кредитной политики ЕЦБ будут варьироваться от 60 до 90 млрд евро в год.
«Пенсионный дефицит также невелик по сравнению со стоимостью мер, введенных в ответ на пандемический кризис (165 млрд евро) и энергетический шок (около 100 млрд евро)», – пишет финансовый портал Nasdak.
«Подавляющее большинство французов прекрасно понимает, что Макрон является марионеткой в руках инвестфонда BlackRock, который с его подачи скупил всю французскую экономику. Есть понимание того, что глобалисты, которым служит действующий президент Франции, ведут дело к полной отмене пенсий», – сказала в интервью ФСК сотрудник Парижской академии геополитики Алеся Милорадович.
28 марта началась новая общенациональная забастовка, которая, похоже, станет самой массовой с момента начала протестов против пенсионной реформы. «По всей Франции – пожар!» – сказал глава сенатской фракции партии «Республиканцы» Брюно Ретайо.
Обозреватель консервативного портала Riposte laïque Шарль Демассье пишет, что на парижские улицы выплеснулась взрывоопасная ненависть, насаждаемая режимом Макрона, который, как в басне Лафонтена, “тянется, раздувается и пыжится”, чтобы сравниться по величию с былой славой Франции, но он недостоин даже пяди шинели де Голля. Мы должны признать тревожную реальность, которая является прелюдией к гражданской войне. Вчера в Париже мне было страшно – это страх перед будущим…»