Перейти к основному содержанию
План ЕС по ускоренному переходу на электромобили может провалиться из-за нехватки лития

Лития нет, но вы держитесь

Если в 2018 году литий стоил в среднем $25 тыс. за тонну, в 2020 году цена падала ниже $6 тыс., то в ноябре 2022 года цена на литий достигла исторического максимума в $84500. Но главное – его не хвататет. Прежде всего, потому что подсуетился Китай.

План ЕС по ускоренному переходу на электромобили может провалиться из-за нехватки лития

Литий – ключевой компонент разнообразных аккумуляторов, которые используются везде: от смартфонов до электромобилей. Поэтому сегодня высокий спрос на литий – это общемировой тренд, и предложение за спросом пока не поспевает. Опять же негативную роль сыграли пандемия и антироссийские санкции. Как следствие – резкий рост цен на литий в 2022 году и превращение его в дефицит, особенно для Европы.

Если в 2018 году литий стоил в среднем $25 тыс. за тонну, в 2020 году цена падала ниже $6 тыс., то в ноябре 2022 года цена на литий достигла исторического максимума в $84500.  Но главное – его не хвататет. Прежде всего, потому что подсуетился Китай.

Главные поставщики карбоната лития Чили, Аргентина и Боливия. Когда первые две, присоединившись к санкциям, остановили поставки в РФ, эти поставки выгадал для себя Пекин, Европа не успела.

Как известно, ЕС хочет запретить продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей к 2035 году, и теперь план ЕС по быстрому созданию электромобилей может провалиться из-за нехватки лития. Согласно отчету, спрос на литий значительно возрастет до 550 000 тонн в год к 2030 году. Спрос возрастёт в пять раз. По данным ценового агентства Benchmark Mineral Intelligence, это более чем вдвое превышает 200 000 тонн, которые могут быть произведены в Европе.

Как сообщает Financial Times, бросается в глаза отсутствие самого важного компонента батареи. «К концу десятилетия весь мировой рынок по-прежнему будет испытывать дефицит», — сказала Дейзи Дженнингс-Грей, аналитик Benchmark Mineral Intelligence.

На этом фоне, главный конкурент в индустрии электромобилей Китай выглядит выигрышней. Financial Times считает, что конкуренция с Китаем реально усилится, поскольку страна быстро расширяет производство электромобилей и проникает на европейский рынок. Китай контролирует 60 процентов мировой переработки лития. В Европе планы по производству лития были отложены, поскольку производители не смогли определить «экономически выгодное место». Генеральный директор Vulcan Energy Resources — одной из немногих компаний, пытающихся добывать литий в Европе, предупредил, что автомобильная промышленность в регионе не сможет создать запланированный рынок электромобилей без собственного лития и  не выживет в конкуренции с Китаем.

Пока европейская бюрократия не может оперативно решить вопрос разрешения добычи и переработки лития. И это пока еще без вмешательства зеленых.

Россия занимает третье место в мире по запасам лития, но уже давно не добывает литиевое сырье. Однако в нынешних условиях в Стратегии развития металлургической промышленности РФ на период до 2030 года, принятой в декабре прошлого года, указано об «ускоренной реализации комплекса мер поддержки проектов развития по добыче литиевых руд в 2023-2030 годах на участках Завитинского, Полмостундровского, Ковыктинского, Ярактинского и Колмозерского месторождений позволит в значительной степени обеспечить внутренние потребности в литиевом сырье». В феврале 2023 года Москва сообщила, что после 25-летнего перерыва в стране приступают к добыче лития.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0