Перейти к основному содержанию
Турецкие БПЛА снова на Украине

Турецкие БПЛА на Украине

Почему Украина остановила приобретение и использование «Байрактаров»? Ответов несколько. Прежде всего, большая заинтересованность Киева в западных образцах. Затем серия серьезных имиджевых скандалов. Первый был связан с бывшим депутатом Рады Пашинским, заявившим, что в «Байрактаре» больше пиара и коррупции, чем боевого применения. А главные скандалы связаны с заводом, строительства которого на своей территории когда-то шумно презентовала Украина. 

«Bayraktar вернулся! Турция с нами!» Приблизительно такими заголовками укроСМИ встретили сообщение о подписании 30 апреля в Стамбуле сразу трёх новых соглашений с турецким производителем беспилотников Baykar. Как заявил украинский министр Камышин, подробные детали на данный момент не могут быть раскрыты. И он же заверил: «Эти контракты дают нашей стране экспортную выручку и оружие нового поколения».

Не исключено, что в ВСУ появятся и новейшие БПЛА Bayraktar Kizilelma с турбореактивными двигателями украинского производства.

В Киеве «байрактарят»

В Киеве «байрактарят»

Многие помнят, что раскручиваемый с порошенковских времен как «чудо-оружие» турецкий БПЛА в начале СВО стал символом борьбы с русскими; изображения «Байрактаров» носят на одежде, наносят на авто, Байрактарами называли детей…

Потом все затихло. Беспилотники научились сбивать. В Киеве заговорили о переоценке возможностей «Байрактаров». До недавнего времени лишь ГУР МО ВСУ сообщало, что компания Baykar бесплатно передала Украине два новых Bayraktar TB2.

Когда несколько месяцев назад турки выложили статистику целей, пораженных их БПЛА в 2022 году, спецы согласились, что Bayraktar остается серьёзным оружием, но против технологически отсталого противника. Из 881 подтвержденного поражения турки признали лишь 9,1% целями российской армии, основная часть которых пришлась на период «харьковской перегруппировки» осенью прошлого года. Однако при эшелонированной системе ПВО даже грозным «Байрактарам» можно успешно противостоять. Повторяем, это вывод турок и европейских спецов.

Тогда почему Украина остановила приобретение и использование «Байрактаров»? Ответов несколько. Прежде всего, большая заинтересованность Киева в западных образцах. Затем серия серьезных имиджевых скандалов. Первый был связан с бывшим депутатом Рады Пашинским, заявившим, что в «Байрактаре» больше пиара и коррупции, чем боевого применения. А главные скандалы связаны с заводом, строительства которого на своей территории когда-то шумно презентовала Украина.

В октябре стало известно, что турки отказалась строить завод из-за затребованной у них взятки, на что намекнул Халук Байрактар, рассказав, что украинские чиновники вымогали у него $10 млн за подключение будущего завода к электричеству и требовали 2 года на согласование формальностей.

В украинском Минэнерго отвергли обвинение в коррупции и заверили, что турки не имеют претензий, хотя заявления Халука Байрактара сводили эти заверения на нет. Киев уверяет, что турки якобы признали ошибку и извинились.

С самим заводом все запутано. 25 января 2023 года посол Украины в Турции Василий Боднар заявил, что проект предприятия завершён и Украина готова начать строительство. Однако 3 февраля 2023 года начальник одного из главных управлений Минобороны Украины Борис Закутной рассказал, что пока у министерства есть лишь проект дорожной карты по передаче в пользование земельного участка и совместному использованию аэродрома и будущего центра обслуживания «Байрактаров». То есть Украина готова не к производству БПЛА, а лишь к их ремонту и к обучению персонала.

Интерес к «Байрактарам» снова появился у Киева лишь в апреле, когда Эрдоган сфотографировался на фоне нового 15-метрового дрона Kizilelma.

Замминистра обороны Анна Маляр сразу сообщила: «Мы надеемся, что турецкое правительство в скором времени предоставит свои новейшие Bayraktar Kizilelma для их тестирования на нашем фронте».

Златоуст украинской дипломатии Андрей Мельник был куда проще: «Эрдогану уже давно пора определиться, на чьей он стороне. Если он решил баллотироваться на очередной срок своего президентства и хочет, чтобы выборы прошли в его пользу, он должен немедленно предоставить нам имеющиеся новые БПЛА и бросить все усилия на наращивание их производства с последующей передачей их ВСУ».

Турки тем временем кое-чего добились. Они успешно протестировали беспилотник Akinci с украинскими двигателями ГП «Ивченко-Прогресс» и АО «Мотор Сич» и произвели удачный запуск сверхзвуковой ракеты IHA-230.

Сейчас Турция готовит к первому полёту ударный БПЛА в виде «летающего крыла» ANKA-3 государственной аэрокосмической компании TUSAŞ. Пишут, что ANKA-3 обладает малой радиолокационной видимостью, высокой скоростью и большой грузоподъёмностью.

Новинки ANKA-3 и Kemankes

Новинки ANKA-3 и Kemankes

В апреле компания Baykar на фестивале Teknofest в Стамбуле представила барражирующий боеприпас самолётного типа Kemankes с оптической системой наведения, работающей на принципах искусственного интеллекта. Боеприпас сможет нести полезную нагрузку до 6 кг при полной массе 30 кг на 50 км со скоростью 360 км/ч.

Kizilelma

В центре внимания – завершивший все испытания БПЛА Kizilelma, серийное производство которого возможно к началу 2024 года. Напомним, что Эрдоган уже поставил Киеву 35 ударных Bayraktar TB2, 24 разведывательных Mini-Bayraktar, 122-мм РСЗО Т-122 Sakarya и 300-мм РСЗО TRG-300 Kasirga, системы ПВО HISAR, самоходные зенитки Korkut, броневики Kirpi, минометы, автоматы, боеприпасы, радиостанции… Перечислять смысла нет. Такой вот партнёр по зерновой сделке…

Оцените статью
0.0