Перейти к основному содержанию
Президенты России и ЮАР

В Республике Южная Африка новое обострение русского вопроса

11 мая посол США в Южной Африке Рубен Бригети сделал заявление с претензией на международную сенсацию: продажа южноафриканским правительством оружия России, которая якобы состоялась в декабре прошлого года, является, сказал он, «фундаментально неприемлемой».

На протяжении нескольких недель южноафриканские СМИ промывали мозги населения «ордером на арест» Международного уголовного суда в отношении российского президента и рассуждениями о том, как Южная Африка собирается поступить с главой российского государства, которого ждут на предстоящий саммит БРИКС. Этого показалось мало.

11 мая посол США в Южной Африке Рубен Бригети сделал заявление с претензией на международную сенсацию: продажа южноафриканским правительством оружия России, которая якобы состоялась в декабре прошлого года, является, сказал он, «фундаментально неприемлемой».

Посол США Р. Бригети делает заявление для СМИ Южной Африки

Реакция на заявление посла была острой. Президент Республики и генеральный секретарь правящей партии «Африканский национальный конгресс» (АНК) Сирил Рамапоса сказал, что будет создана специальная комиссия, которая выяснит, насколько утверждения посла соответствуют действительности, но факт такого заявления и форма, в которой оно было сделано, были названы «недипломатичными». Президент хорошо понимал, что речь идёт о гораздо большем, чем «недипломатичности»: несколькими днями раньше он отправил в США специального посланника для обсуждения возникших проблем, в том числе связанных с отношениями РЮА и России.

Неоднозначной оказалась реакция АНК. В отличие от председателя партии (он же президент) генеральный секретарь партии Ф. Мбалула выступил с заявлением, сутью которого было: «Мы разберёмся и … накажем тех, кто это сделал, если обвинения посла США окажутся верными». Заявление весьма странное, учитывая, что Южная Африка – государство суверенное и может торговать оружием, не отчитываясь ни перед кем, тем более перед главным торговцем оружием Соединёнными Штатами. Наиболее резко отреагировали партия «Борцы за экономическую свободу» (EFF) и Коммунистическая партия (SACP): обе высказались за высылку посла США из страны (при этом EFF – партия оппозиционная, а коммунисты – члены правительственной коалиции).

Последнее слово оказалось за Министерством иностранных дел РЮА, в результате демарша которого американский посол был вынужден извиниться. Извинения, как обычно, оказались лицемерными. Посол лишь признал, что «пересек границы допустимого», но не отозвал свои утверждения.

Для того чтобы было более понятно, национальная валюта ранд упала за последние годы до исторического минимума. СМИ постарались довести до сведения населения этот факт самым доступным образом. При этом если одни телеканалы пытаются сообщать о «неясных причинах» падения ранда, то канал eNCA сообщил, что… ранд упал из-за «вооружения России».

Для «надежности» южноафркианский ранд обрушили не только по отношению к доллару США, но и евро, и британскому фунту

Истерика в СМИ – точный показатель. Во-первых, в стране не существует правительственных СМИ (1), всё информационное пространство – оппозиционное. (2) Во-вторых, все СМИ принадлежат практически одному сектору оппозиции (3) – белому монополистическому капиталу (БМК). Под этим понимается крупный монополистический капитал транснационального характера. БМК жёстко проводит в стране интересы глобального капитала. Один пример: автор статьи пишет настоящие строки в полной темноте под лампой заранее заряженной лампы. Страна четыре года погружена в глубокий энергетический кризис. Постоянные отключения электричества (порой на сутки) лихорадят экономику, озлобляют население против правительства. А ведь этого кризиса можно было избежать много лет назад, когда во время президентства Дж. Зумы было подписано соглашение с Россией о строительства атомной электростанции. Однако это соглашение было аннулировано судом как якобы заключенное без соблюдения процедуры. Диктатура судов как важнейшего инструмента БМК в Южной Африке – тема отдельного разговора.

Атака на правительство Южной Африки – это шантаж. Шантаж публичный, рассчитанный на дестабилизацию и правительства, и всей ситуации в обществе.

Провокацию посла США следует рассматривать в контексте действий американского посольства в последние годы, в частности, неоднократных заявлений посольства об угрозе террористических актов. Всякий раз эти заявления вызывали панику населения.

Конечно, антироссийская истерия направлена на подрыв российско-южноафриканских отношений, но главная цель – сама Южная Африка. Для РЮА отношения с Россией действительно имеют характер «всеобъемлющего стратегического партнерства» (4); срыв российско-южноафриканского атомного проекта – тому яркое свидетельство.

Политика глобального капитала направлена на деиндустриализацию Южной Африки. Это показал и недавний визит в РЮА канцлера Шольца, который, выделив стране финансовую «помощь» за отказ от использования «неэкологичного» угля, увеличил использование угля в Германии.

Кампания в СМИ за отказ от атома и угля в пользу ветряков четко указывает, откуда дует ветер. Вечером того же дня, когда разразился скандал с послом США, состоялся телефонный разговор президента РФ с президентом РЮА С. Рамапосой. В официальном сообщении говорится, что во время разговора была «отмечена важность продолжения тесной координации России и ЮАР в контексте подготовки к крупным многосторонним мероприятиям, в частности, к предстоящему в конце июля в Санкт-Петербурге второму саммиту Россия – Африка и встрече на высшем уровне БРИКС, которая пройдёт в августе в Йоханнесбурге под южноафриканским председательством».

Сообщение о состоявшемся телефонном разговоре содержит ещё одну важную информацию: «Поддержав высказанную С. Рамафозой идею об участии группы африканских лидеров в обсуждении перспектив урегулирования украинского конфликта, В.В. Путин изложил принципиальные оценки деструктивной линии киевского режима и его покровителей, отметил, что российская сторона никогда не отказывалась от работы на дипломатическом треке». Это даёт основания полагать, что провокация в отношении России нацелена и на дискредитацию РЮА как возможного посредника в урегулировании российско-украинского кризиса.

Провокация американского посла была направлена также на срыв саммита БРИКС, который должен состояться в Южной Африке. Одним из главных вопросов этого саммита должно стать обсуждение общей валюты БРИКС. Просматривается и цель срыва Второго саммита «Россия – Африка». Глобальный капитал показывает, как он может обращаться с самой мощной страной Африканского континента. Более слабые могут не сомневаться, что с ними церемониться не будут. После скандала с американским послом пресс-секретарь Государственного департамента США заявил, что США и Южная Африка остаются друзьями, Америка готова «помочь» южноафриканцам в … быстрейшем переходе на ветряки. Имеющий уши да слышит…

* * *

Шантаж США в отношении правительства Южной Африки носит прямой и открытый характер. Шантажисты хотят, чтобы это стало ясно всем. Южноафриканское общество ставят перед выбором: либо Россия, либо Запад, а разрыв с Западом будет иметь для Южной Африки тяжкие экономические последствия. Американский шантаж распространился не только на правительство, но и на всё население: в стране фактически началась избирательная кампания 2024 года…

Итак, провокация глобального капитала, исполненная послом США, южноафриканским белым монополистическим капиталом и Международным уголовным судом, имеет несколько целей: шантаж правительства и населения Южной Африки; дискредитацию РЮА как возможного посредника в урегулировании украинского кразиса и срыв урегулирования как такового; подрыв отношений Южной Африки с Россией; срыв саммита БРИКС и Второго саммита «Россия Африка».

Йоханнесбург,
14-15 мая 2023

Примечания

(1) Имеется государственный телеканал SABC, но он не представляет точку зрения правительства, и его «государственный» статус заключается лишь в получении средств из госбюджета.
(2) Попытка во времена правления президента Джейкоба Зумы создать телеканал и газету, которые бы отражали позицию правительства, закончилась демонизацией Зумы и закрытием обоих проектов.
(3) Термин «оппозиция» следует рассматривать условно: будучи в формальной политической оппозиции, белый монополистический капитал управляет южноафриканской экономикой и имеет значительные рычаги воздействия на внутреннюю и внешнюю политику страны.
(4) Этот термин фигурирует в совместной декларации Российской Федерации и Республики Южная Африка от 26 марта 2013 года.

Заглавное фото: rtvi.com

Оцените статью
0.0