Прагматичные политики имеют реальные шансы, но подвергаются бешеной обструкции
Не обделённый пристальным вниманием британской прессы и публики Найджел Фарадж в этот раз засветился почти во всех СМИ континентальной Европы. Имя оказалось в новостных сводках после того, как после всего двух часов участников проходившей в Брюсселе «Конференции национального консерватизма» разогнала полиция.
Стоит напомнить, кто такой Найджел Фарадж. Один из архитекторов созданной в 2018 году партии «Реформировать Соединенное Королевство» (Reform UK), вышедшей из шинели Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP), что просуществовала с 2006 по 2016 год. Фарадж уступил лидерство в начале 2021 года своему преемнику Ричарду Тайсу, но остается в негласной роли этакого Дэн Сяопина, духовного вождя и идеолога «реформистов».
Демонстративная попытка заткнуть рот политикам консервативного толка, предлагающих коррекцию внутри- и внешнеполитических догматов, только пририсовала им ореол гонимых пророков. А для Фараджа стала удобным поводом подтвердить свою значимость для домашней аудитории, что имеет значение с учетом предстоящих через два месяца выборов в Европарламент.
В условиях падения доверия к правящим партиям почти во всех ключевых государствах Евросоюза именно здравомыслящие и прагматичные политики, относимые их противниками к категории «ультраправых», имеют реальные шансы, по многочисленным прогнозам, существенно численно увеличить свою фракцию.
Альтернативщики сбиваются в стаю
Конференция, условно говоря, поборников альтернативного курса в неформальной столице объединенной Европы собрала колоритные и знаковые фигуры. Помимо Фараджа, присутствовала Суэлла Браверман, родившаяся в семье иммигрантов из Кении и Маврикия, бывший генпрокурор Британии, претендовавшая на пост премьера после ухода Бориса Джонсона; бывший кандидат в президенты Франции Эрик Земмур, выступающий с жесткой антиэмигрантской позиции; а также гроза евробюрократов, enfant terrible для системных и несистемных либералов, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
Полиция сорвала форум консерваторов по прямому указанию Эмира Кира, мэра муниципалитета Сен-Жосс-Тен-Ноде в Брюссельском столичном регионе, у которого турецкие корни в родословной.
«Ты кто такой? Я о тебе никогда не слышал. Никто в Брюсселе о тебе никогда не слышал» – такой пост Найджел Фарадж разместил на своей странице в бывшем «Твиттере» (ныне под брендом Х). В то время как у окружного муниципального мини-начальника Эмира Кира в соцсети насчитывается менее 5000 читателей, у духовного лидера Партии реформ – более 1 миллиона 800 тысяч последователей.
«Бельгийская полиция решила запретить «Конференцию национального консерватизма» в Брюсселе всего через два часа после ее начала, – откликнулся на репрессивную акцию Виктор Орбан в соцсети Х. – Думаю, они больше не могли выносить свободу слова».
Скандал побудил даже Александра де Кроо, премьер-министра Бельгии, осудить столичную мэрию на том основании, что запрет политических собраний противоречит Конституции. Государственный совет (Conseil d’État), высшая судебная инстанция Бельгии, постановил, что конференция консерваторов по убеждению может возобновиться.
Европейское издание газеты Politico, относящееся к лагерю неолибералов, с немалым огорчением отмечало, что национал-консерваторы позволяли себе клеймить «нигилистический атеизм», «глобалистскую социалистическую программу» и «гендерную идеологию». Прозвучал и новый термин «большевоукизм». Идеология «воукизма» в Америке, в частности, означает не только радикальный феминизм, навязывание ЛГБТ-стереотипов, левацкие лозунги, но и безапелляционную стигму всех белых подряд, записываемых в расисты.
Подкупить, переманить, нейтрализовать
После неудачной попытки заткнуть рот «альтернативщикам» рейтинги популярности таких политиков-тяжеловесов, как Виктор Орбан и Найджел Фарадж, не могли не закрепиться на достигнутых вершинах.
Не случайно недавно Лиз Трасс, рекордсменка по краткосрочности пребывания на посту премьер-министра – 44 дня, отмеченные обвалом макроэкономических показателей, сделала любезное предложение Фараджу… примкнуть к стану тори.
Логика взята из англосаксонской политтехнологической заповеди: «Если ты не можешь победить их, присоединяйся к ним!» (If you can't beat them, join them). В данном случае подразумевается, что отца-основателя главного тарана выхода Британии из Евросоюза – партии UKIP, необходимо переманить. И тем самым обескровить и обесценить «реформистов» в глазах избирателей.
С учётом столь грубого заигрывания тори с Найджелом Фараджем, регулярно обновляющим свою популярность, подчас скандальную, нужно внимательно отнестись к его последовавшему заявлению: «Я замечаю, что Партия реформ набирают силу… Я собираюсь принять важное решение по этому поводу в течение следующих нескольких недель».
Нет смысла гадать, что выберет Фарадж, но уже понятно, что фраза о набирающей силу сформированной им партии отвергает вариант возвращения под знамена консерваторов. Он расстался с тори по идейным соображениям в 1992 году, выразив протест подписанию правительством Джона Мейджора Договора о Европейском союзе в Маастрихте, что должно было привести, по его мнению, к разрушению национального суверенитета Британии.
Невольник крамольных мыслей
Фарадж – эксцентрик высшей пробы и по манере поведения, и по используемой риторике, и даже по мелким деталям гардероба. Может появиться на телеинтервью в носках в цветах «Юнион Джек»,
Если во время кампании за выход из Евросоюза Фарадж и его партия разгоняли страхи по поводу размывания национальной идентичности иноконфессиональными мигрантами, не желающими интегрироваться в британское общество, то сейчас объектом ковровых словесных бомбардировок стала зеленая повестка.
Партия реформ обвинила зеленых в том, что их требование достичь нулевого уровня выбросов углекислого газа к 2050 году (netzero) легло тяжким бременем на домохозяйства и замедлило экономический рост.
Консультанты, нанятые правительством Британии, подсчитали, что достижение цели netzero обойдется примерно в 17 млрд фунтов стерлингов в год в период с 2033 по 2037 год, а к 2050 году снизится до 12 млрд фунтов, исходя из сочетания «затрат и экономии». Эксперты Партии реформ оспаривают эти выкладки и утверждают, что мегапроект в действительности будет стоить налогоплательщикам примерно по 30 млрд фунтов ежегодно.
Фарадж и его реформисты предлагают провести референдум, чтобы окончательный приговор зеленой повестке вынесли сами обитатели Британских островов. Это сильный ход, потому как опросы показывают, что часть ядерного электората тори (около 29%) считают необходимым отказаться от netzero как от фантомной маниловщины.
Трамп ему в помощь
На вечеринке по случаю 60-летия Найджела Фараджа, куда 3 апреля пришли его чествовать 200 гостей, в качестве вишенки на торте было продемонстрировано видеообращение от 45-го президента США Дональда Трампа, ныне претендующего стать после ноябрьских выборов еще и 47-м обитателем Белого дома.
Трамп, не менее эксцентричный, чем именинник, рассыпался в комплиментах и сделал многозначительное заявление: «Вы – историческая фигура как лидер-пророк, и я знаю, что народ Великобритании благодарен вам за патриотизм и служение… Я с нетерпением жду, каким будет ваш следующий шаг, он обещает быть интересным… Вы еще не закончили, и, надеюсь, лучшее еще впереди».
Местные мыслители немедленно взялись оценивать это нарочитое похлопывание Трампа по плечу Фараджа с точки зрения дальнейшей карьеры последнего в контексте надвигающихся парламентских выборов. Сэр Питер Уэстмакотт, бывший посол Великобритании в США, высказал предположение, что, поскольку «Трамп превыше всего ценит лояльность и лесть, поэтому вполне возможно, что он выступит в поддержку партии Найджела Фараджа».
Но сэр Дэвид Лидингтон, бывший министр иностранных дел в правительстве консерваторов (ныне глава аналитического центра Rusi по вопросам обороны), счел это плохой новостью для реформистов. Довод: «Каждый опрос общественного мнения показывает, что он (Трамп) крайне непопулярен в Великобритании». Действительно, согласно февральскому опросу Ipos Mori, 7 из 10 британцев негативно относятся к миллиардеру с золотым унитазом на борту его личного «Боинга».
С ними заочно полемизирует также бывший министр из числа тори, пожелавший остаться неназванным: «Отношения Великобритании с США сейчас важны как никогда. Нравится нам это или нет, важно то, что думает Трамп».
К слову, в октябре 2016 года, накануне судьбоносных выборов, Фарадж похвалил Трампа за «доминирование» над Хиллари Клинтон, сравнив его… с серебристой гориллой. Для справки: как говорят зоологи, гориллы с серебряной спинкой, несмотря на невероятную силу, застенчивы, тихи и нежны.
В том случае если однозначный фаворит партии слона не сойдет с дистанции, будучи признанным по одному из уголовных дел, сумеет обыграть Сонного Джо на финальном отрезке и снова станет квартирантом Белого дома, то для Найджела («лидера-пророка») Фараджа и его партии начнется полоса безусловного везения.
Memento mori, партия тори
Детальная хроника всех бульканий внутри британского политикума все чаще сообщает о лихорадочных маневрах откровенно паникующих из-за проседающих рейтингов тори. Опубликованные в начале апреля результаты опроса общественного мнения, проведенного компанией Survation, предсказывают, что на следующих выборах Консервативная партия может получить менее 100 мандатов.
Помимо настроений колеблющегося электората, качнувшихся в сторону лейбористов, весомый урон консерваторы понесут от покидающих их накренившийся дредноут прежде лояльных избирателей. Этот «отлив» может стоить тори порядка 50 мест в палате общин.
В стан реформистов перебежал Ли Андерсон, некогда второе лицо в Консервативной партии. Он отказался принести извинения после утверждения, что мэр Лондона Садик Хан, чьи корни можно сыскать в Пакистане, находится под контролем «исламистов». Другим «дефектором» стала Энн Уиддекомб, в прежней ипостаси – видный консерватор, успевшая побывать в ранге министра.
Между тем, как либо предсказал, либо проговорился Майкл Гоув, министр жилищно-коммунального хозяйства, общин и местного самоуправления, выборы могут быть назначены на 14 ноября или на неделю позже.
Прогнозы, сулящие сокрушительный провал консерваторов, растущее число перебежчиков из их стана в лагерь реформистов, а заодно позитивная динамика популярности этой уже третьей по значимости партии (либерал-демократы сдуваются на глазах), подкрепляют вывод о том, что именно Найджел Фарадж станет для тори Немезидой. Напомним, что так звали в древнегреческой мифологии богиню возмездия, которая – sic! – имела соответствующие полномочия карать за нарушение общественных и нравственных порядков.