Вероятно, скоро санкции в отношении Исламского Эмирата Афганистан будут сняты и счета разморожены
В столице Катара Дохе 30 июня и 1 июля 2024 г. проходила международная конференция высокого уровня по вопросам Афганистана. Помимо представителей Эмирата Афганистан, в ней принимали участие 25 специальных посланников из разных стран и должностные лица ООН. От России делегацию возглавлял специальный представитель Президента России по Афганистану Замир Кабулов.
Это третья встреча высокого уровня по урегулированию в Афганистане, которая проходила в Дохе. Однако первая, на которой присутствуют официальные представители властей Афганистана. На первое мероприятие, которое фактически курировали США, их вообще не позвали. Вероятно, в Вашингтоне подумали, что после того как в 2021 г. их пинком под зад выкинули из Афганистана, запрещённое в России движение «Талибан»* долго не продержится и можно что-то мечтать и планировать без их участия (вероятно, такие же мотивы были у организаторов конференций по Украине без участия России). Но, как часто бывало и ранее, такой план не сработал. Талибы не только остались у власти, но и постепенно начали получать международную легитимность и налаживать связи. В феврале 2024 г. по инициативе ООН была созвана вторая конференция. Но талибы ее бойкотировали по причине несогласия с повесткой, куда была включена специфическая западная трактовка гражданского общества.
Доха как место проведения была выбрана не случайно. Дело в том, что Катар долгое время является посредником для переговоров между талибами и чиновниками из США, а кроме того, там находится штаб-квартира палестинского движения «Хамас». По всей видимости, эффективность этой роли признают не только на Западе, но и на Востоке.
По словам Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, главной целью третьего раунда переговоров являлось расширение международного взаимодействия с Афганистаном на более последовательной, скоординированной и структурированной основе. По всей видимости, этого удалось достичь.
Уже в первый день мероприятия талибы поблагодарили Россию «за позитивную и конструктивную позицию». Об этом написал глава делегации из Афганистана Забихулла Муджахид в социальной сети. Что важно – США неоднократно пытались воспрепятствовать улучшению связей между Исламским Эмиратом Афганистан, как сейчас официально называют свою страну талибы, и Российской Федерацией. Этого достичь не удалось. И политическое доверие между Москвой и Кабулом вышло на новый уровень.
Известно также, что уже в первый день делегация талибов провела отдельную встречу с Кабуловым, но также с представителями Индии, Саудовской Аравии и Узбекистана.
Что касается результатов, что, по данным официальных афганских источников, «на встрече были приняты обязательства по снятию экономических и банковских ограничений».
Обозреватели отмечают, что, вероятно, скоро санкции в отношении Афганистана будут сняты и счета разморожены. Поскольку Муджахид высоко оценил позицию не только России, Китая, Ирана, Пакистана, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Организации исламского сотрудничества, но также Соединенных Штатов, это является косвенным подтверждением о готовности Вашингтона вернуть активы Афганистана.
И все-таки нужно подчеркнуть, что если США в этом списке, скорее, по причине их роли в замораживании и (потенциальном) размораживании афганских банковских активов, то все остальные страны представляют собой коллективный не-Запад, что показательно в контексте усиления многополярности.
Поэтому выгоды от потенциала в сотрудничестве с Афганистаном будут получать в первую очередь страны Евразии. Кстати, талибы выразили и заинтересованность к участию в работе международного транспортного коридора «Север – Юг», где ключевыми игроками являются Россия и Иран. Показательно, что такой же интерес накануне проявил и Пакистан.
И если со странами Глобального Юга и Востока талибы находили во время конференции в Дохе больше общего и были настроены на сотрудничество в различных сферах, то с представителями Запада сразу же выявились расхождения на уровне дипломатической риторики.
Например, заместитель Генерального секретаря ООН Розмари Дикарло снова подняла вопрос гендерного равенства, хотя ранее была договоренность не включать его в повестку конференции. Она заявила, что «властям движения "Талибан"» было сказано, что женщины должны быть вовлечены в общественную жизнь и что «власти не будут садиться за стол переговоров с афганским гражданским обществом в таком формате, но они очень четко осознали необходимость вовлечения женщин и гражданского общества во все аспекты общественной жизни». При этом она отметила, что вопрос санкций поднимался, но не рассматривался подробно, как бы намекая на то, что он еще не решен и вполне может зависеть от решения гендерного вопроса.
Глава Amnesty International Аньес Калламар заявила перед началом переговоров, что «выполнение условий «Талибана» для обеспечения их участия в переговорах может привести к легитимизации их институционализированной системы угнетения, основанной на гендерных принципах».
Агентство по международным делам Канады опубликовало пресс-релиз, в котором высказало свое разочарование тем, что на встрече не были представлены женщины из Афганистана.
Представитель движения «Талибан» Забихулла Муджахид на открытии саммита лаконично заметил, что дипломаты должны «находить пути взаимодействия и взаимопонимания, а не конфронтации», несмотря на «естественные» различия в политике. «Исламский эмират Афганистан также стремится к конструктивному взаимодействию с западными странами», – сказал он, добавив, что «как и любое суверенное государство, мы придерживаемся определенных религиозных и культурных ценностей и общественных устремлений, которые должны быть признаны».
Отметим, что представители движения «Талибан» неоднократно заявляли, что права всех граждан гарантированы исламским законодательством.
Вот только на Западе имеют свою точку зрения и даже придумали в отношении ситуации в Афганистане термин «гендерный апартеид». Достаточно вспомнить, что такие же умники на Западе раньше придумали и «исламский фашизм», чтобы демонизировать Исламскую Республику Иран, а позже обосновывать военные вторжения в тот же Афганистан и Ирак.
Но их время уже уходит. И теперь уже сам Запад становится сборищем государств-изгоев. А Афганистан со своей специфической культурой и исламским правом вступает в содружество суверенных держав.