Перейти к основному содержанию

США рискуют остаться без ядерной триады

ВВС уволили главу программы разработки межконтинентальных баллистических (МБР) Sentinel. Отстранение полковника Чарльза Клегга, о котором впервые сообщило агентство Bloomberg, произошло в связи с тем, что прогнозируемая стоимость программы выросла как минимум на 37% и превысила $131 млрд.

Межконтинентальные баллистические ракеты остались без боеголовок

ВВС уволили главу программы разработки межконтинентальных баллистических (МБР) Sentinel. Отстранение полковника Чарльза Клегга, о котором впервые сообщило агентство Bloomberg, произошло в связи с тем, что прогнозируемая стоимость программы выросла как минимум на 37% и превысила $131 млрд.

«В ВВС заявили, что увольнение «не связано напрямую» с продолжающимся по поручению Конгресса США расследованием причин быстро растущей стоимости программы МБР нового поколения, а вызвано “утратой доверия к управлению проектом”. Но этот шаг, вероятно, усилит скептицизм конгресса по поводу управления усилиями по замене устаревших ракет Minuteman III в качестве наземного звена ядерной триады страны», – пишет Bloomberg. 

В своем отчете о бюджетном запросе министерства обороны на 2025 финансовый год комитет по ассигнованиям палаты представителей заявил, что он «был ошеломлен, узнав» о 37-процентном увеличении стоимости всей программы, включая масштабное строительство, связанное с пусковыми установками.

В комитете также заявили, что «признали технические проблемы и сложность проекта такого масштаба», но обеспокоены тем, что проблемы, «приводящие к критическим перерасходам средств, не были выявлены раньше», добавив, что «отсутствие преемственности в управлении такой важной программой, как Sentinel, способствует низкой эффективности программы, перерасходу средств и срывам графика».

Министр обороны Ллойд Остин теперь должен провести повторную сертификацию программы межконтинентальных баллистических ракет к 9 июля, иначе она будет отменена. 

Программа разработки межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) LGM-35A Sentinel, которая реализуется в настоящий момент в интересах ВВС США, столкнулась с серьёзными и непредвиденными трудностями, заявил министр ВВС США Фрэнк Кендалл в начале этого года в своем выступлении на онлайн-конференции, организованной Центром новой американской безопасности. 

Проблемы с разработкой ракеты Sentinel, предназначенной заменить стоящие на вооружении МБР наземного базирования LGM-30G Minuteman III, были впервые озвучены в июне прошлого года. Пентагон откложил развертывание МБР Sentinel как минимум на год из-за проблем с логистикой и нехваткой персонала, сообщило тогда агентство Bloomberg со ссылкой на данные Счетной палаты Конгресса США (GAO).

Разработкой проекта занимается корпорация Northrop Grumman. Как следует из отчета GAO, фирма столкнулась с проблемами «из-за нехватки персонала, задержек с обработкой разрешений и проблем с секретной инфраструктурой информационных технологий».

Аудиторская проверка выявила множество недостатков в графике ввода ракеты в строй, поэтому следовать согласованному ранее графику не получается, говорилось в отчете GAO.

Ракета Minuteman III является единственной межконтинентальной баллистической ракетой США, поставленной на вооружение свыше пятидесяти лет назад. 400 таких МБР находятся в подземных шахтах в пяти штатах на верхнем Среднем Западе США.

Командующий Стратегическим командованием США Чарльз Ричард еще два года назад заявил, что продлевать срок службы этих ракет экономически невыгодно, а вскоре это станет и вовсе невозможно. «Позвольте мне внести ясность: вы не сможете [больше] продлить жизнь Минитмену III больше», сказал он в своем выступлении на видеоконференции, организованной Defense Writers Group.

«Мы вообще не можем этого сделать… Эта штука настолько старая, что в некоторых случаях чертежей больше не существует [для модернизации ракеты]. Там, где чертежи существуют, они отстают примерно на шесть поколений от отраслевого стандарта», – сказал он, добавив, что также нет технических специалистов, которые полностью их понимают. «Они уже не живы».

Ричард категорически отверг предложения ряда американских аналитических центров о продлении срока службы Minuteman III из соображений экономии на разработке ракеты Sentinel. 

«Честно говоря, я не понимаю, как кто-то в аналитическом центре, который на самом деле никогда не держал в руках ракету, глядя на детали, кабели, все детали внутри, может делать выводы о дальнейших действиях», – сказал он.

Главная проблема, с которой столкнулись инженеры компании Northrop Grumman, которые вынуждены заниматься индустриальной археологией и начинать разработку новой ракеты буквально с нуля, – отсутствие необходимой документации и специалистов, которые умеют ее читать.

Ушло на пенсию или в иной мир поколение инженеров и конструкторов, которые умели читать традиционные чертежи на «синьках» (blueprint), а молодые инженеры уже не понимает, что на них изображено и написано. Поэтому и приходится им заниматься так называемой «индустриальной археологией» – разыскивать старые инструкции по эксплуатации и технические описания, руководства по техпроцессам, а также разыскивать и ставить в строй престарелых инженеров, которые их составляли.

«Sentinel – одна из самых крупных и сложных программ, которые я когда-либо видел, – сказал Кендалл. – В некотором смысле это, наверное, самое важное дело, за которое когда-либо брались ВВС». 

В самом начале программы «нам нужно было все это оценить, чтобы понять, что, возможно, потребуется заменить и насколько тяжелой это будет работа», отметил Кендалл, не скрывая, что эти сложности его выводят из себя: «Это был один из источников неизвестных неизвестных» (unknown unknowns).

Кендалл в данном случае сделал отсыл к знаменитому высказыванию министра обороны США в президентство Джеральда Форда и Джорджа Буша-младшего Дональда Рамсфелда: «Есть известные известные – вещи, о которых мы знаем, что знаем их. Есть также известные неизвестные – вещи, о которых мы знаем, что не знаем. Но ещё есть неизвестные неизвестные – это вещи, о которых мы не знаем, что не знаем их». Британский статистик Дэвид Хэнд в свое время отметил, что Рамсфельд тонко уловил сущность такого явления как «тёмные данные» (Dark Data), то есть данные, которых у вас нет.

Заявив о наличии «неизвестных неизвестных», министр ВВС США дал понять, что разработка новой МБР может вообще оказаться под большим вопросом, так как никто не знает, что вообще нужно делать.

И финансовые трудности тут далеко не на первом месте. Появление «неизвестных неизвестных» в сфере ракетных технологий было предсказуемо.

Конкурс на разработку МБР Sentinel был объявлен семь лет назад. Конкурентами тогда стали две крупнейшие промышленные компании – Boeing и Northrop Grumman. Пентагон выделил им из бюджета деньги на создание эскизного проекта. Ни для кого не было секретом, что лучше всех погружена в тему компания Boeing, которая создала стоящую на вооружении МБР Minuteman III и в этом году подписала 16-летний контракт на техобслуживание систем наведения этих ракет.

Но в Northrop Grumman решили сжульничать и купили фирму, которая поставляет Boeing твердотопливные двигатели для ракет. В итоге «Боингу» пришлось отказаться от участия в проекте.

Сейчас, когда стало ясно, что в Northrop Grumman не справляются с разработкой Sentinal, передать проект осрамившемуся на весь мир со своими жуткими авариями и погрязшему в коррупции «Боингу» невозможно. Да и в «Боинге» уже давно нет инженеров, разрабатывавших «Минитмены».

В июне 2024 года группа ученых Принстонского университета выступила с призывом к администрации Байдена отменить разработку МБР Sentinel, которая началась в 2020 году.

«Новая межконтинентальная баллистическая ракета все еще находится в стадии разработки; до сих пор не произведено ни одной ракеты. Для конгресса и администрации Байдена это не должно быть легкой задачей. Пришло время отменить эту дорогую, ненужную и опасную программу.

Комитеты по вооруженным силам и администрация палаты представителей также должны рассмотреть альтернативы, а не бросаться вслепую вперед. Мы считаем, что они сочтут отмену Sentinel единственным разумным путем к снижению риска случайной ядерной войны и сокращению бесконечной спирали роста ядерных затрат», – говорится в статье группы экспертов по национальной безопасности из Принстонского университета, опубликованной на портале Defense One. 

В Америке не принято слишком громко говорить о техническом отставании от геополитических конкурентов и произошедшей за последние десятилетия деиндустриализации.

Превышением затрат на разработку ракеты и утрату технических компетенций проблемы с заменой устаревших «Минитменов» не исчерпываются.

США не могут производить ядерные боеголовки для МБР!

В Northrop Grumman не смогли на данный момент создать новые боеголовки. Sentinel планируют оснастить устаревшими боеголовками W-87, часть которых были сняты с вооружения в 2005 году. Сейчас боеголовку пытаются модернизировать до варианта W-87-1, но он появится в лучшем случае к 2030 году. Первые строевые Sentinel будут со старыми W-87. Но даже вариант W-87-1 не назовешь свежим – первые разработки по этой теме начались в 1988 году. Однако хуже всего (для Америки) то, что США не могут, как мы писали, производить в достаточном количестве ядерные боеголовки!

Упадок атомной отрасли США достиг таких глубин, что уже не удивляет сообщение американской Счётной палаты (GAO): «США не могут производить достаточное количество плутониевых сердечников для своих ядерных боеголовок. К 2030 году Пентагон хочет делать 80 новых плутониевых сердечников в год, но это невозможно, так как ядерная инфраструктура США разрушена».

США производили до двух тысяч сердечников в год во время холодной войны на принадлежащем компании Westinghouse заводе Rocky Flats Plant (штат Колорадо). Завод был закрыт в 1989 году после того, как ФБР и Агентство по охране окружающей среды провели рейд по поводу нарушений природоохранного законодательства. ФБР начало расследование, которое закончилось в 1992 году штрафом в $18,5 млн. Завод был закрыт и полностью снесен. 

Сейчас у США всего одна лаборатория в Лос-​Аламосе, где можно производить плутониевые сердечники, но в 2013 году все работы были остановлены из-за несоблюдения правил работы с радиоактивными материалами.

В 2019 году президент США Дональд Трамп поручил Национальному управлению по ядерной безопасности (NNSA) возобновить производство ядерных боеприпасов и довести его до 80 штук к 2030 году.

В отчёте Института оборонного анализа, некоммерческой организации, управляющей несколькими финансируемыми из федерального бюджета исследовательскими и опытно-конструкторскими бюро, эти планы NNSA были названы нереализуемыми.

Но даже если планы по производству нескольких десятков плутониевых сердечников в год сбудутся, то производство боеголовок для четырех сотен ракет Sentinel затянется на долгие годы. Можно предположить, что проблему невозможности преодолеть нехватку новых боеголовок для еще несозданных ракет Фрэнк Кендалл и отнес к нервирующему его «неизвестному неизвестному». 

В любом случае, даже если разработка Sentinel будет продолжена, старые «Минитмены» придется снять с боевого дежурства ввиду их полной деградации. А производить в достаточном количестве отвечающие требованиям современности ядерные МБР американский ВПК не может.

Оцените статью
4.8