Перейти к основному содержанию
Флаги США и Кипра

Кипрский кризис: тупик длиной в 50 лет

В ответ на переворот в Никосии в ночь на 21 июля 1974 года турецкие войска высадились в северной части Кипра, начав операцию «Атилла» под предлогом «защиты турецкого населения» этой части острова.

Уже полвека Кипр продолжает оставаться разделённым государством

Исполнилось 50 лет со дня начала вторжения войск Турции на Кипр. После чего остров оказался разделенным на две части: северную, Республику Кипр со столицей в Никосии и южную, где расположена признанная только Анкарой Турецкая Республика Северного Кипра, где проживают турки-киприоты.

И празднуют эту годовщину на острове по-разному. Жители греческой части Кипра проводят в этот день траурные мероприятия, напоминающий об исходе греков-киприотов с севера и востока острова, о сотнях погибших и пропавших без вести. А на турецком севере острова праздник – День мира и свободы, поскольку там вторжение войск Турции считается не завоевательной, а миротворческой операцией, обеспечившей спасение и самоопределение турок-киприотов.

«У нас нет другого выбора, кроме как продолжать добиваться прекращения оккупации и воссоединения нашей Родины. Мы должны избавиться от оккупации и разделения, которые подрывают силы и потенциал Кипра для дальнейшего прогресса и процветания, которые сводят на нет видение единой, общей процветающей родины и не позволяют нашей стране полностью реализовать свой потенциал», сказал президент Республики Кипр Никос Христодулидис, выступая на церемонии, посвященной 50-летию разделения острова. 

А премьер-министр Греции Кирьякос Мицотакис в свою очередь добавил, что «эллинизм не прекратит борьбу пока Кипр не воссоединится». «Мы не принимаем свершившийся факт. Наше стремление остается одним: Республика Кипр с одним суверенитетом в двухзональной двухобщинной федерации в одном государстве без иностранной оккупационной армии, как это предусмотрено резолюциями Организации Объединенных Наций», – сказал греческий премьер.

Однако Турция по-прежнему выступает против создания единой кипрской федерации, заявил президент Реджеп Тайип Эрдоган во время мероприятий, посвященных 50-летию турецкого вторжения. «Мы считаем, что [единое] федеральное решение на Кипре невозможно»,объявил он в субботу во время посещения контролируемого Турцией севера разделенного острова. 

Что же произошло на Кипре, который за его живописные пейзажи и изумрудное море называют «островом Афродиты», 50 лет назад? 15 июля 1974 года в 8:20 утра отряды Национальной гвардии при поддержке правившей тогда в Греции военной хунты «чёрных полковников» напали на кипрский президентский дворец и здание национального правительства. В ходе атаки дворец в течение нескольких часов был превращен в пылающие руины. Но первому президенту независимого Кипра архиепископу Макариосу удалось бежать. Взяв штурмом дворец, военные отправили в отставку правительство и провозгласили новым президентом греческого националиста, сторонника энозиса – присоединения Кипра к Греции – Никоса Сэмпсона.

В ответ на переворот в ночь на 21 июля 1974 года турецкие войска высадились в северной части Кипра, начав операцию «Атилла» под предлогом «”защиты турецкого населения” этой части острова». На Кипре начались кровопролитные бои, за время которых с обеих сторон погибли около 1 тыс. человек, примерно 2,5 тыс. получили ранения. Греки-киприоты, возмущенные тем, что американский флот блокирует получение подкреплений из Греции, 19 августа захватили американское посольство в Никосии и убили американского посла. Поняв, что теряют остатки своего влияния в Греции и на Кипре, США потребовали от Турции прекратить войну, и к концу августа 1974 года боевые действия были прекращены.

В книге «Операция «Линия Аттилы»: Десантная кампания на Кипре, 1974 год» отставной офицер армии США, сотрудник International Research Associates Эдвард Дж. Эриксон отмечал: реакция нацгвардии Кипра на вторжение была «эпизодической и запоздалой», а реакция греческого командования – «молниеносной, но плохо скоординированной». 

В конечном счете, пишет автор, это привело к тому, что на первом этапе греки не смогли обеспечить слаженное руководство, необходимое для эффективной обороны от турок. В результате этих событий остров раскололся на две части, и этот раскол сохраняется до сих пор. Линию, разделяющую остров на два сектора, охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре - UNICYP

В 1983 году турецкий сектор на севере острова провозгласил себя Турецкой Республикой Северного Кипра, однако это государство признала только Турция. Согласно международному праву, Республика Кипр сохраняет суверенитет над всей территорией, входившей в её состав до 1974 года. Республика Кипр вошла в Европейский союз в 2004 году, и ЕС также признаёт её суверенитет над всей территорией, считая, что север острова является «временно оккупированной территорией Республики Кипр». Переговоры об объединении острова идут с момента высадки турецких войск на Кипре, но без видимых результатов. Между Никосией и Анкарой нет дипломатических отношений.

Буферная зона на Кипре

Буферная зона на Кипре

Тем временем Кипр под влиянием Греции, превратившейся в плацдарм НАТО, последнее время движется в том же направлении. В марте 2022 года власти Никосии запретили заход в порты республики военных кораблей ВМФ РФ, тем самым отозвав выданные ранее разрешения. После чего США полностью отменили свое прежнее эмбарго на поставки оружия Кипру при условии, что Никосия продолжит и дальше препятствовать заходу российских военных кораблей в свои порты. Кипр впервые с 1987 года стал без ограничений получать оружие из США. 

«Это знаковое решение, отражающее развивающиеся стратегические отношения между двумя странами, в том числе в сфере безопасности», – заявил, одобрительно отозвавшись о принятом США решении, тогдашний президент Кипра Никос Анастасиадис. 

А министр обороны республики Хараламбос Петридис назвал полную отмену эмбарго США на поставки оружия Кипру «историческим событием». Это решение, по его словам, отражает прекрасные отношения между Кипром и Соединенными Штатами.

А ведь до этого Кипр активно развивал военно-техническое сотрудничество с нашей страной. Первый контракт был заключен еще в 1964 году, в соответствии с которым на остров были поставлены 32 танка Т-34-85 вместе с боеприпасами и запасными частями. Эти боевые машины в 1974 г. принимали участие в боевых действиях против турецкой армии. Затем Кипр получил 43 российских БМП-3. В 1996 г. была заключена сделка на продажу Кипру 41 российского танка производства Омского завода транспортного машиностроения, и к июню 1997 г. Кипр получил 27 танков Т-80У и 14 командирских Т-80УК. В начале 1997 г. скандал вызвал контракт на поставку Кипру российских зенитно-ракетных систем С-300. Однако из-за резких протестов со стороны Турции и давления со стороны США и Великобритании кипрские власти были вынуждены от них отказаться, и комплексы были установлены в Греции на острове Крит. В качестве компенсации из Греции на Кипр были поставлены российские ЗРС Тор-М1 (2 дивизиона) и ЗРК Бук-М1-2 (2 дивизиона). В 2001 г. Кипру было поставлено 4 реактивные системы залпового огня «Град» и 12 транспортно-боевых вертолетов Ми-35П. В июне 2009 г. был подписан контракт на поставку 41 танка Т-80У/УК. 

На фоне сближения Кипра с США пошли разговоры о возможности вступления республики в НАТО. Как известно, о вступлении в альянс парламент Никосии проголосовал еще в 2013 году. Но тогдашний президент Димитрис Христофиас, представитель коммунистической партии АКЭЛ, наложил на это решение вето. А в мае 2022 года уже президент Кипра Никос Анастасиадис, отвечая на вопрос о возможности вступления островного государства в ряды Североатлантического альянса, заявил, что этот вопрос не стоит на повестке по многим причинам. Одной из главных, как он сказал, является позиция Турции, которая не поддержит присоединение Кипра к НАТО. 

И хотя позиция Турции не меняется, США и другие страны НАТО продолжают активные попытки затащить Кипр в различные западные военные структуры и разрушить его прежние взаимовыгодные связи с Россией. И Республика Кипр, как и тесно связанная с ней Греция, которая уже фактически превратилась в главный военный плацдарм США на южном фланге НАТО, все очевиднее движется в этом же направлении.

А между тем напряженность в отношениях между Грецией и Турцией сохраняется. Так, как сообщила газета Vima, в субботу инцидент, в результате которого был ранен греческий пограничник, произошел на границе с Турцией в районе реки Эврос в Суфли. По информации штаба полиции Греции, пишет газета, около 18:20 в отдаленном районе Суфли Эврос греческие пограничники, патрулировавшие этот район в ходе операции для предотвращения незаконного въезда в нашу страну иммигрантов из Турции, подверглись обстрелу неизвестными лицами, находящимися на турецкой стороне. В результате выстрелов был ранен греческий пограничник, который был немедленно доставлен в больницу Дидимотихо для оказания первой помощи. Весь инцидент расследуют компетентные греческие власти. Никакой реакции с турецкой стороны еще не последовало.

В минувший четверг парламент Турции принял резолюцию, призвав международное сообщество признать самопровозглашенную Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК). 

«Нельзя больше откладывать принятие кипрско-турецкого государства в качестве независимого и суверенного члена международного сообщества. Призываем международное сообщество положить конец бесчеловечной изоляции, которой подвергается народ турок-киприотов, и признать ТРСК, как она того заслуживает», – отмечается в резолюции.

А накануне МИД Республики Кипр распространил ответное заявление, согласно которому резолюция турецкого парламента названа «памятником ревизионизма и пересмотра истории», а целью Никосии остаётся «освобождение Кипра от Турции и завершение насильственного разделения». Так что выход из 50-летнего тупика пока не просматривается.

Оцените статью
4.9