Перейти к основному содержанию

ЕС или ЕАЭС: почему Пашинян отказался от идеи проведения референдума

Власти Армении поняли, что если изначально Никол Пашинян был за проведение референдума по вопросу о вступлении в ЕС, то позже отказался от этой идеи, заявив, что у него есть вопросы, на которые ЕС не дал ответов, и, похоже, отступил от идеи референдума. Я думаю, Пашинян прекрасно понимает, что Армению в ЕС не ждут. Об этом на встрече с журналистами в Ереване заявил политолог Арман Гукасян.

Власти Армении поняли, что если изначально Никол Пашинян был за проведение референдума по вопросу о вступлении в ЕС, то позже отказался от этой идеи, заявив, что у него есть вопросы, на которые ЕС не дал ответов, и, похоже, отступил от идеи референдума. Я думаю, Пашинян прекрасно понимает, что Армению в ЕС не ждут. Об этом на встрече с журналистами в Ереване заявил политолог Арман Гукасян.

Есть много стран, напомнил он, в том числе соседние Грузия и Турция, которые десятилетиями идут по этому пути, но ЕС их все не принимает.

Что с Арменией? По словам Гукасяна, вырисовывается очень интересная картина:

«Есть сухой экономический расчёт: как Армения будет заниматься экспортом, как это происходит сегодня в рамках членства в ЕАЭС, когда армянское производство столкнется с множеством проблем как при выходе на европейский рынок, что гораздо дороже, так и в плане соответствия европейским стандартам и отсутствии транспортных коммуникаций. Другими словами, нас ждут серьезные проблемы», – сказал он.

Гукасян указал, что в рамках членства в ЕАЭС Армения сегодня является лидером среди стран-членов по темпам экономического роста. Так, согласно официальной статистике, в 2023 году в Армении зафиксирован рост экономической активности в 9,4%, ВВП увеличился на 8,5%. Экспорт увеличился на 55,3%, импорт – на 40,2%. Только за последние два года экспорт из Армении увеличился в 2,8 раза, а объемы импорта – в 2,3 раза. И об этом, подчеркнул Гукасян, открыто заявляют власти Армении.

При этом, указал он, многие страны, обладающие более широкими экономическими возможностями как в плане транспортных коммуникаций, так и иное, те же Турция и Грузия, которые годами движутся в сторону ЕС, они  так и не стали членами ЕС. Тогда как в некоторые так называемые прозападные силы в Армении сегодня пытаются критиковать власть, заявляя, что проведение референдума важно:

«На самом деле референдум о членстве в ЕС не имеет правовой основы, так как членом ЕС становятся не с помощью референдумов, а имея четкий ответ на вопрос – ждут ли страну в ЕС или нет?  Об этом говорит тот же Пашинян, и понимая эту простую истину, что нас в Европе не ждут, он отступил от этой идеи», – подчеркнул Гукасян.

Еще один вопрос внутриполитической повестки сегодня - либерализация визового режима. Политолог отметил, что эта перспектива также весьма туманна и находится под большим вопросом, поскольку фактически вопрос визовой либерализации обсуждался еще при прежней власти, Армения всегда заявляла, что стремится к этому, но пока прогресса в этом вопросе нет. Наоборот, наблюдается очевидный регресс:

«Об этом говорят обычные граждане, для которых процесс получения визы превратился в настоящую пытку – этот процесс стал намного сложнее, чем раньше. Иными словами, есть определенный регресс. Безусловно, этот вопрос является политическим инструментом в руках ЕС», – сказал он и продолжил, что Армении, в любом случае,  следует опираться на сухие экономические расчеты: если мы берем курс на вступление в ЕС, то даже не став членом ЕС, мы будем лишены многих дивидендов, которые РА получает, будучи частью рынка ЕАЭС. 

«Наше государство имеет значительный экономический рост, которого мы, по сути, будем лишены. И я хочу спросить у прозападных политических сил: как мы будем контролировать эти риски, если потеряем возможности рынка ЕАЭС, российского рынка, не получив альтернативы? Говорят, давайте проведем референдум. Хорошо, а есть ли у нас ответ от ЕС, они нас ждут? Если бы у Никола Пашиняна был положительный ответ, он пошел бы на проведение референдума, тем более, что он явно дал такой сигнал Западу. Повторюсь: есть четкие, сухие экономические расчеты. Политика политикой, заявления заявлениями, популизм одно, а реальная экономика другое и самый важный аспект. И, насколько я понимаю, Никол Пашинян это четко понял», – констатировал Арман Гукасян.

Оцените статью
4.3