Перейти к основному содержанию

История с географией от Хиллари Клинтон

Единственное, что пока спасает Сербию от бессмысленных и дискредитирующих ее переговоров с албанскими сепаратистами по продиктованному из Вашингтона и Брюсселя сценарию, – это политический кризис в самом Косове...

«Преодолеть вековой конфликт» и «возобновить диалог» - таков главный смысл послания, которое госсекретарь США Хиллари Клинтон доставила на Балканы в рамках своего трехдневного турне 11-13 октября с посещением Сараево, Белграда и Приштины. И хотя эти слова прозвучали во время ее выступления в административном центре самопровозглашенного независимого Косова, они явно были адресованы не только косовским албанцам. Тем более что и встречавшийся накануне с руководительницей американской дипломатии президент Сербии Борис Тадич также отдал должное историческим корням косовской проблемы, заявив, что только «путем диалога мы сможем разрешить конфликт между сербами и албанцами, который продолжается более 150 лет»: «Мы не хотим отсрочки диалога». [1]

Справедливости ради следует сказать, что в истории Косова как раз 150 лет назад не произошло каких-либо знаковых событий. Важной вехой в развитии албанского национального движения, скорее, следует считать деятельность Призренской лиги 1878-1881 годов – в рамках который впервые была сформулирована великоалбанская программа «объединения всех территорий, населенных албанцами, в одну провинцию». [2] Другим ключевым этапом в развитии сербо-албанского конфликта стали события кануна Первой мировой войны – когда в результате побед сербского оружия косовские земли вновь воссоединились с Сербским королевством. Так что все рассуждения насчет «вековой» или «полуторавековой» природы косовского конфликта носят, скорее, умозрительный характер и к тому же имеют опосредованное отношение к его сегодняшнему состоянию.

Поэтому гораздо более существенными представляются другие ремарки госпожи Клинтон на Балканах. Например, вот эта, касающаяся перспектив переговоров по косовской проблеме между Белградом и Приштиной: «Мы полагаем, что диалог должен начаться, как только он будет подготовлен. Даже при условии, что скоро выборы предстоят в Косово, а на следующий год выборы пройдут в Сербии, мы считаем, что начало и завершение подобного диалога как можно скорее отвечает интересам косовского правительства». Делая скидку на то, что это заявление было сделано в Косове, стоит признать, что госсекретарь США явно проговорилась насчет того, для кого в действительности США и Европейский союз организуют диалог. «Интересы косовского правительства» хорошо известны: это обеспечение максимального международного признания косовской независимости и интеграция, а точнее, ассимиляция -  косовских сербов в албанские структуры. Очевидно, что и планируемые переговоры с Сербией под эгидой Евросоюза и будут направлены на достижение данных целей при молчаливом согласии властей Белграда. Из уст американского эмиссара это прозвучало в следующей словесной «упаковке»: «Обе стороны уже готовы» к встрече, однако еще «должна быть подготовлена структура диалога, над чем мы сейчас и работаем». А для того, чтобы ни у кого не было иллюзий насчет «структуры» переговоров, Хиллари Клинтон вновь подчеркнула, что «ряд вопросов, включая статус, суверенитет и территориальная целостность Косово, не являются поводом для дискуссии». Как говорится, не надо иллюзий, господин Тадич…

К слову, американский госсекретарь даже уже определила, кто именно сядет за стол переговоров. Это будут отнюдь не технические делегации экспертов, что ранее обещали проправительственные сербские средства массовой информации, а первые лица Сербии и Косовского края, причем на равноправной основе.«Лидеры двух стран должны подойти к диалогу на добровольной основе и при условии уважения позиций друг друга», - заявила в Приштине г-жа Клинтон, не удостоив себя, правда, трудом объяснить, как именно должны «уважать друг друга» президент Тадич и его партнер с противоположной стороны стола – особенно если им по итогам предстоящих выборов в Косове станет Хашим Тачи или, к примеру, Рамуш Харадинай.

Не должно быть иллюзий и насчет того, кто реально будет курировать диалог Белграда и Приштины. По имеющейся информации, Хиллари Клинтон, заехав после Балкан в Брюссель, кулуарно обсудила этот вопрос 14 октября с первыми лицами Евросоюза – председателем Евросовета Херманом ван Ромпеем, Верховным комиссаром Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и председателем Европарламента Ежи Бузеком – и достигла с ними соглашения о том, чтобы выступать на переговорах единым фронтом. Накануне исполняющий обязанности косовского президента спикер парламента Якуп Красничи подтвердил, что Приштина по-прежнему готова к переговорам с Белградом «по техническим вопросам» и просит США «присоединиться к процессу их организации и проведения наравне с ЕС», что и будет исполнено. Так что единственное, что пока спасает Сербию от бессмысленных и дискредитирующих ее переговоров с албанскими сепаратистами по продиктованному из Вашингтона и Брюсселя сценарию, – это политический кризис в самом Косове.Внеочередные парламентские и президентские выборы пройдут там не ранее января 2011 года – и до тех пор Белград и Приштина могут вдоволь предаваться обсуждению с высокими зарубежными гостями «структуры диалога».

Однако если с организацией переговоров по Косово, учитывая нынешний внешнеполитический курс Сербии, у Запада, видимо, не будет проблем, то ситуация в Боснии и Герцеговине явно развивается не по вашингтонским или брюссельским планам.

Находясь в Сараево, Хиллари Клинтон потребовала от лидеров боснийских мусульман, сербов и хорватов «сделать свое правительство более функциональным и ответственным». Это положение прямо вытекает из целей «бутмирского процесса» конституционного реформирования бывшей югославской республики, против которого жестко выступают боснийские сербы во главе с триумфатором недавних всеобщих выборов Милорадом Додиком. [3] Последний воспользовался пребыванием в Боснии и Герцеговине Хиллари Клинтон для того, чтобы призвать ее сохранить «дейтонскую» Боснию как единственную государственно-административную модель, отвечающую сербским интересам – помимо собственно отделения. «У нас нет проблем с США. Это великая страна является гарантом стабильности в огромной части мира. У нас есть разногласия в том, что касается восприятия внутренних проблем Боснии и Герцеговины», - заявил Додик и добавил: «Мы не являемся сторонниками политики сильных центральных органов власти и думаем, что Босния и Герцеговина должна вернуться в первоначальные рамки Дейтона».

«Мы не заинтересованы в укреплении Боснии» - от этого лозунга своей предвыборной кампании Милорад Додик явно не собирается отступать, и потому западным архитекторам мирового порядка еще предстоит изрядно попотеть, чтобы заставить боснийских сербов принять их интеграционные модели.

Примечания:

[1] http://www.predsednik.rs/mwc/default.asp?c=305000&g=20101012191353&lng=…

[2] ReuterJ. DieAlbanerinJugoslawien. München, 1982. S. 18.

[3] http://rian.ru/world/20101012/284816071.html

Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».

Оцените статью
0.0