Белоруссия и Россия

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Книгу с названием «Белоруссия – не Россия» вслед за своим украинским коллегой мог бы, наверное, написать и Александр Лукашенко - ведь формально, да и фактически это соответствовало бы истине. Однако он не написал и, скорее всего, никогда не напишет что-либо подобное, ибо не желает акцентировать имеющиеся между нашими странами естественные различия, а заостряет внимание в своей деятельности, главным образом, на том, что нас объединяет в одну славянскую общность. Именно эта - стратегическая - линия поведения белорусского президента и должна стать одной из основ российско-белорусских отношений на всех уровнях и во всех областях. Другая основа – геостратегические интересы Российского государства.

После прихода на пост президента Белоруссии А.Лукашенко отношения между нашими странами вступили в новый этап развития, что и было зафиксировано международно-правовыми документами. Важнейшими из них являются:

  1. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 21 февраля 1995 г.
  2. Договор о создании Сообщества России и Беларуси от 2 апреля 1996 г.
  3. Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г.
  4. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., вступивший в силу 26 января 2000 г.

Согласно последнему договору были созданы Высший Государственный Совет, Парламент, Суд и Счетная палата.

Как видим, все основные законотворческие акты были приняты еще в ХХ в. В ХХI веке процесс становления Союзного государства практически остановился. Возникает вопрос: где причина этого торможения, кто в нем виноват?

На наш взгляд, в данной ситуации следует особенно внимательно смотреть на позицию «старшего брата», анализировать действия Москвы по линии двустороннего сотрудничества. В 2002 г. с российской стороны было публично предложено Республике Беларусь войти в состав Российской Федерации шестью областями, то есть с полной потерей Белоруссией своего суверенитета. В 2004 г., в ходе переговоров о цене на газ, были прерваны поставки российского газа в Белоруссию. Наконец, в 2008-2009 гг. Москва настойчиво предлагала союзному государству признать независимость Южной Осетии и Абхазии, опять-таки затрагивая чувствительный вопрос суверенитета Белоруссии во внешней политике. Нотки высокомерия, звучавшие порой в тех или иных высказываниях российских политиков в адрес Минска, плюс отсутствие дальнего геостратегического расчёта дополнялись не очень-то дипломатической резкостью некоторых высказываний и действий белорусского президента - и все это вылилось, в конце концов, в публичную свару, не давшую двум странам и народам ничего, кроме вреда.

Как известно, есть разные уровни международных отношений: добрососедские отношения; более высокий политический статус - отношения партнерства, особенно стратегического; наконец, самым высоким статусом обладают союзнические отношения. Казалось, в отношениях Москвы и Минска уже достигнут этот высший, союзнический уровень, но, вероятно, произошло некоторое забегание вперед. В то же время налицо практически все предпосылки реального создания провозглашенного в конце 1999 года Союзного государства Беларуси и России.

Очень активно развиваются двусторонние торгово-экономические отношения: во внешнеторговом обороте Российской Федерации Беларусь занимает место в первой десятке стран, уступая лишь таким более крупным странам, как КНР, Украина, Германия и Италия, а также Голландия. Создание Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана является еще более благоприятной предпосылкой для торговых обменов между нашими странами. Положительную роль играет и совместное участие в ЕврАзЭС.

Однако особое значение имеет сотрудничество в политической и военно-политической областях. Белоруссия участвует во всех важных политических союзах на постсоветской территории – СНГ, ОДКБ, ШОС (в качестве партнера).

В то же время серьезные проблемы в российско-белорусских отношениях существуют именно в этих двух основных областях – торгово-экономической и военной.

Действительно, Беларусь занимает очень важное место среди внешнеторговых партнеров РФ, а Россия играет в этой области еще более важную роль для РБ. Однако главный вопрос – постоянное отрицательное сальдо баланса торговли Белоруссии с Россией. Особенно заметным для РБ отрицательное сальдо в её торговле с РФ стало после российского дефолта 1998 года, когда российская сторона увеличила для Белоруссии цены на энергоносители, перестав при продаже природного газа определять цену уровнем соответствующих цен в Смоленской области. Это увеличивает долг Белоруссии, ведет к торговым «войнам» и в конечном счете резко ухудшает двусторонние отношения, отодвигая их от союзнических, что наносит огромный ущерб обеим странам.

Решение этой серьезной проблемы не представляется простым делом. Это - вопрос развития всей экономики, повышения конкурентоспособности хозяйственной системы, ее отдельных составных частей. Положение усугубляется позицией ЕС, США, других западных стран, которые тормозят экономические связи с Белоруссией по сугубо политическим причинам. При этом ясно, что решение «проблемы Лукашенко» вряд ли снизит госдолг страны, улучшит другие аспекты ее финансового положения. Нельзя забывать, что в тяжелейшем финансово-экономическом положении находятся такие «старые» члена Евросоюза, как Греция, Португалия, а также Исландия, переживают кризис «новые» члены ЕС - Румыния, Латвия, к опасной черте приближаются Испания и Италия.

Нам надо научиться жить с этой проблемой, постепенно снижая ее остроту, понимая, что отсутствие положительного решения приведет к серьезнейшему геостратегическому проигрышу. При этом стоит принять во внимание, что Белоруссия занимает центральное транзитное положение в железнодорожных и автомобильных перевозках российских внешнеторговых грузов в Европу и из нее, и этот ресурс также очень много значит в общем балансе.

В то же время, если взять военный и военно-экономический аспекты российско-белорусских отношений, ситуация выглядит по-другому. Прежде всего, это касается вооруженных сил Республики Беларусь, которые считаются в Европе в высокой степени боеспособными. Белорусская армия в состоянии выполнить, в случае необходимости, союзнические обязательства по отношению к России.

Далее. Белоруссия имеет серьезную, оставшуюся еще от СССР военно-техническую инфраструктуру, прежде всего военные аэродромы, которые служат для приема дальних бомбардировщиков-ракетоносцев.

Белоруссия содержит в порядке свою западную границу, что, в общем-то, работает на стратегические интересы России.

Наконец, Вооружённые Силы России содержат в Белоруссии две военные базы, имеющие стратегическое значение: радиолокационную станцию под Барановичами и пункт управления подводными лодками в городе Вилейке (вследствие особой секретности указанных объектов, мне не удалось узнать, платит ли РФ белорусам за эти базы; по имеющейся информации, подтвержденной недавно и А.Лукашенко, российские военные за эти базы не платят). Даже если отвлечься от вопроса об оплате за базы, само их наличие не может не играть важную роль в стратегическом раскладе сил.

Нельзя, наконец, не принимать во внимание планы США и НАТО по созданию элементов ПРО в Румынии и Польше; несмотря на успокаивающие заявления в адрес России от этих планов никто не отказался, поэтому существующая совместная ПРО России и Белоруссии в состоянии серьезно влиять на расстановку имеющихся угроз и вызовов.

Особую роль играет Белоруссия в организации работы оборонно-промышленного комплекса России. Белорусские поставки составляют примерно 1/6 всего производства военно-технической продукции ОПК России. Это такие важные статьи, как средства спутниковой и космической связи, радионавигационные устройства, радиостанции; автомобильные шасси для российской мобильной ракеты «Тополь» и другая серьезная продукция. Кстати, в России подобная продукция не производится, так как соответствующие предприятия были в годы «реформ» уничтожены. По данным СОПС (Совет по изучению производительных сил при РАН и Минэкономразвития), у российского ОПК налажена кооперация со 120 заводами и КБ ВПК Белоруссии по 1600 видам военно-технической продукции.

Российско-белорусские отношения надо лелеять, постоянно и непременно поддерживая их именно и только в режиме стратегического союзничества. Недавний террористический акт в Минске - это общая беда, которая еще более сблизили наши братские народы. Белоруссия - бесценный бриллиант в славянской короне и относиться к ней надо соответственно.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться