Перейти к основному содержанию

Белоруссия и Россия

Белоруссия имеет серьезную, оставшуюся еще от СССР военно-техническую инфраструктуру, прежде всего военные аэродромы, которые служат для приема дальних бомбардировщиков-ракетоносцев... Вооружённые Силы России содержат в Белоруссии две военные базы, имеющие стратегическое значение... существующая совместная ПРО России и Белоруссии в состоянии серьезно влиять на расстановку имеющихся угроз и вызовов... у российского ОПК налажена кооперация со 120 заводами и КБ ВПК Белоруссии по 1600 видам военно-технической продукции. Российско-белорусские отношения надо лелеять, постоянно и непременно поддерживая их именно и только в режиме стратегического союзничества...

Книгу с названием «Белоруссия – не Россия» вслед за своим украинским коллегой мог бы, наверное, написать и Александр Лукашенко - ведь формально, да и фактически это соответствовало бы истине. Однако он не написал и, скорее всего, никогда не напишет что-либо подобное, ибо не желает акцентировать имеющиеся между нашими странами естественные различия, а заостряет внимание в своей деятельности, главным образом, на том, что нас объединяет в одну славянскую общность. Именно эта - стратегическая - линия поведения белорусского президента и должна стать одной из основ российско-белорусских отношений на всех уровнях и во всех областях. Другая основа – геостратегические интересы Российского государства.

После прихода на пост президента Белоруссии А.Лукашенко отношения между нашими странами вступили в новый этап развития, что и было зафиксировано международно-правовыми документами. Важнейшими из них являются:

  1. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 21 февраля 1995 г.
  2. Договор о создании Сообщества России и Беларуси от 2 апреля 1996 г.
  3. Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г.
  4. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., вступивший в силу 26 января 2000 г.

Согласно последнему договору были созданы Высший Государственный Совет, Парламент, Суд и Счетная палата.

Как видим, все основные законотворческие акты были приняты еще в ХХ в. В ХХI веке процесс становления Союзного государства практически остановился. Возникает вопрос: где причина этого торможения, кто в нем виноват?

На наш взгляд, в данной ситуации следует особенно внимательно смотреть на позицию «старшего брата», анализировать действия Москвы по линии двустороннего сотрудничества. В 2002 г. с российской стороны было публично предложено Республике Беларусь войти в состав Российской Федерации шестью областями, то есть с полной потерей Белоруссией своего суверенитета. В 2004 г., в ходе переговоров о цене на газ, были прерваны поставки российского газа в Белоруссию. Наконец, в 2008-2009 гг. Москва настойчиво предлагала союзному государству признать независимость Южной Осетии и Абхазии, опять-таки затрагивая чувствительный вопрос суверенитета Белоруссии во внешней политике. Нотки высокомерия, звучавшие порой в тех или иных высказываниях российских политиков в адрес Минска, плюс отсутствие дальнего геостратегического расчёта дополнялись не очень-то дипломатической резкостью некоторых высказываний и действий белорусского президента - и все это вылилось, в конце концов, в публичную свару, не давшую двум странам и народам ничего, кроме вреда.

Как известно, есть разные уровни международных отношений: добрососедские отношения; более высокий политический статус - отношения партнерства, особенно стратегического; наконец, самым высоким статусом обладают союзнические отношения. Казалось, в отношениях Москвы и Минска уже достигнут этот высший, союзнический уровень, но, вероятно, произошло некоторое забегание вперед. В то же время налицо практически все предпосылки реального создания провозглашенного в конце 1999 года Союзного государства Беларуси и России.

Очень активно развиваются двусторонние торгово-экономические отношения: во внешнеторговом обороте Российской Федерации Беларусь занимает место в первой десятке стран, уступая лишь таким более крупным странам, как КНР, Украина, Германия и Италия, а также Голландия. Создание Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана является еще более благоприятной предпосылкой для торговых обменов между нашими странами. Положительную роль играет и совместное участие в ЕврАзЭС.

Однако особое значение имеет сотрудничество в политической и военно-политической областях. Белоруссия участвует во всех важных политических союзах на постсоветской территории – СНГ, ОДКБ, ШОС (в качестве партнера).

В то же время серьезные проблемы в российско-белорусских отношениях существуют именно в этих двух основных областях – торгово-экономической и военной.

Действительно, Беларусь занимает очень важное место среди внешнеторговых партнеров РФ, а Россия играет в этой области еще более важную роль для РБ. Однако главный вопрос – постоянное отрицательное сальдо баланса торговли Белоруссии с Россией. Особенно заметным для РБ отрицательное сальдо в её торговле с РФ стало после российского дефолта 1998 года, когда российская сторона увеличила для Белоруссии цены на энергоносители, перестав при продаже природного газа определять цену уровнем соответствующих цен в Смоленской области. Это увеличивает долг Белоруссии, ведет к торговым «войнам» и в конечном счете резко ухудшает двусторонние отношения, отодвигая их от союзнических, что наносит огромный ущерб обеим странам.

Решение этой серьезной проблемы не представляется простым делом. Это - вопрос развития всей экономики, повышения конкурентоспособности хозяйственной системы, ее отдельных составных частей. Положение усугубляется позицией ЕС, США, других западных стран, которые тормозят экономические связи с Белоруссией по сугубо политическим причинам. При этом ясно, что решение «проблемы Лукашенко» вряд ли снизит госдолг страны, улучшит другие аспекты ее финансового положения. Нельзя забывать, что в тяжелейшем финансово-экономическом положении находятся такие «старые» члена Евросоюза, как Греция, Португалия, а также Исландия, переживают кризис «новые» члены ЕС - Румыния, Латвия, к опасной черте приближаются Испания и Италия.

Нам надо научиться жить с этой проблемой, постепенно снижая ее остроту, понимая, что отсутствие положительного решения приведет к серьезнейшему геостратегическому проигрышу. При этом стоит принять во внимание, что Белоруссия занимает центральное транзитное положение в железнодорожных и автомобильных перевозках российских внешнеторговых грузов в Европу и из нее, и этот ресурс также очень много значит в общем балансе.

В то же время, если взять военный и военно-экономический аспекты российско-белорусских отношений, ситуация выглядит по-другому. Прежде всего, это касается вооруженных сил Республики Беларусь, которые считаются в Европе в высокой степени боеспособными. Белорусская армия в состоянии выполнить, в случае необходимости, союзнические обязательства по отношению к России.

Далее. Белоруссия имеет серьезную, оставшуюся еще от СССР военно-техническую инфраструктуру, прежде всего военные аэродромы, которые служат для приема дальних бомбардировщиков-ракетоносцев.

Белоруссия содержит в порядке свою западную границу, что, в общем-то, работает на стратегические интересы России.

Наконец, Вооружённые Силы России содержат в Белоруссии две военные базы, имеющие стратегическое значение: радиолокационную станцию под Барановичами и пункт управления подводными лодками в городе Вилейке (вследствие особой секретности указанных объектов, мне не удалось узнать, платит ли РФ белорусам за эти базы; по имеющейся информации, подтвержденной недавно и А.Лукашенко, российские военные за эти базы не платят). Даже если отвлечься от вопроса об оплате за базы, само их наличие не может не играть важную роль в стратегическом раскладе сил.

Нельзя, наконец, не принимать во внимание планы США и НАТО по созданию элементов ПРО в Румынии и Польше; несмотря на успокаивающие заявления в адрес России от этих планов никто не отказался, поэтому существующая совместная ПРО России и Белоруссии в состоянии серьезно влиять на расстановку имеющихся угроз и вызовов.

Особую роль играет Белоруссия в организации работы оборонно-промышленного комплекса России. Белорусские поставки составляют примерно 1/6 всего производства военно-технической продукции ОПК России. Это такие важные статьи, как средства спутниковой и космической связи, радионавигационные устройства, радиостанции; автомобильные шасси для российской мобильной ракеты «Тополь» и другая серьезная продукция. Кстати, в России подобная продукция не производится, так как соответствующие предприятия были в годы «реформ» уничтожены. По данным СОПС (Совет по изучению производительных сил при РАН и Минэкономразвития), у российского ОПК налажена кооперация со 120 заводами и КБ ВПК Белоруссии по 1600 видам военно-технической продукции.

Российско-белорусские отношения надо лелеять, постоянно и непременно поддерживая их именно и только в режиме стратегического союзничества. Недавний террористический акт в Минске - это общая беда, которая еще более сблизили наши братские народы. Белоруссия - бесценный бриллиант в славянской короне и относиться к ней надо соответственно.

Оцените статью
0.0