Вишеградский блок

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

   Страны Вишеградской четвёрки (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) объявили 12 мая  о намерении создать новое боевое соединение под командованием Польши, которое к 2016 году превратится в полноценный военно-политический механизм с формально отдельными от НАТО полномочиями.  И уже с 2013 года  Вишеградская группа примет участие в серии военных учений «Ответная сила» (под эгидой НАТО)…  

     Добрые два десятка лет правящие элиты в бывших социалистических странах рассматривают Восточную Европу как неотъемлемую часть сферы влияния Запада, сопровождая это риторикой о «коммунистическом империализме» и «русской угрозе»… (1). Вишеградская четвёрка, образованная 15 февраля 1991 г. по итогам встречи президентов Польши, Чехословакии и премьер-министра Венгрии, была когда-то тройкой. Чуть позже единая Чехословакия прекратила своё существование, но осталась в рядах Вишеградской группы в виде двух независимых государств – Чехии и Словакии. Подписав совместную декларацию о стремлении к интеграции в европейские структуры, Вишеградская группа чётко обозначила политико-идеологический рубеж, на котором она собиралась «сдерживать»  Россию.

     С ослаблением, а затем и распадом СССР хозяйственные связи восточно-европейских партнёров были подорваны, а с западными соседями у Восточной Европы прочных торговых отношений не было. В поисках путей предотвращения экономического спада правящие круги восточно-европейских государств  с  готовностью откликнулись на сигналы из Вашингтона о намерении США выступить в качестве нового опекуна данного региона. Рассуждения о «плохом  старшем брате» (русских) закончились банальным переходом под контроль другого «старшего брата» (американцев), на тот момент более успешного и более твёрдо стоявшего на ногах. Налаживание тесных контактов с Соединёнными Штатами, присоединение к ЕС и НАТО стало приоритетным внешнеполитическим направлением всех стран Вишеградской четвёрки. Их желания сбылись достаточно быстро, поскольку Вашингтону было важно окончательно «застолбить» эти территории за собой, связав их рядом экономических, политических и военных договорённостей. После этого из переднего края борьбы между США и СССР регион превратился в передний край борьбы США с Россией и её восточно-европейскими союзниками (Белоруссия).

     Стратегическая концепция НАТО,  принятая в ноябре 2010 г., заставила вчерашних друзей Москвы задуматься о готовности своего нынешнего покровителя – Вашингтона, отстаивать их интересы перед угрозой возвращения «русского медведя». К примеру, американцы гарантируют переброску одной бригады для защиты Польши в случае возникновения вооружённого конфликта, но этого явно недостаточно для эффективной обороны Северо-Европейской равнины, ключевого плацдарма на европейском ТВД (2).

     Регулярные дрязги внутри Североатлантического альянса и отсутствие политического единства его членов тоже беспокоят и Прагу, и Братиславу, и Будапешт, и Варшаву. Расхождения основных натовских «авторитетов» по вопросу войны в Ливии – самый свежий тому пример. Вовлечённость Брюсселя и Вашингтона в африканские и азиатские дела ещё больше обостряет у членов Вишеградской четвёрки чувство одиночества и опасения, что вести диалог с Кремлём придётся от своего имени, а не от имени «старших». «Старшим» являются не только Соединённые Штаты, но и Германия - единственное в Западной Европе государство с чётко выраженной континенталистской внешнеполитической доктриной. С приходом Ангелы Меркель Берлин в значительной мере политически дистанцировался от Москвы, отдав предпочтение  российско-германским экономическим проектам. Военно-политические проекты Берлин предпочитает осуществлять совместно с Вашингтоном, хотя такой подход и не всегда в интересах Германии.

     В то же время отношения по линии Москва – Берлин  непродуктивными не назовёшь. Это особенно настораживает представителей Вишеградской группы: если из экономических соображений немцы откажутся «рвать на себе рубашку» ради защиты «восточно-европейской демократии» и препираться с Россией,  конструкция Восточной Европы как «передней линии» в противостоянии Запада с Москвой может пошатнуться. Расхождения между Берлином и более атлантистским (при Саркози) Парижем добавляют ещё больше страху. «Старушки Европы» как единого и  монолитного политического организма  попросту не существует, и если Меркель только качнулась в сторону США, то Саркози поскакал в эту сторону вприпрыжку.

     Решение Вишеградской четвёрки «сплотиться силой» может прочно «запечатать» восточно-европейское направление для российской внешней политики… Выбор Польши на роль руководителя новообразованного союза тоже не случаен: поляки - самый крупный по численности армии и населению союзник США в Восточной Европе с задатками регионального лидера и далеко идущими внешнеполитическими амбициями. На протяжении всей истории поляки смотрели на географическое положение своей страны (между Германией и Россией) как на наказание. Адольф Бохенский, польский геополитик ХХ в., по этой причине называл Польшу «проклятым местом Европы».  Так что желание Варшавы «держать штурвал в своих руках» объяснимо.

     Страны нового военного блока раскинулись от Балтийского побережья до границ Румынии. По центру будут сосредоточены вооружённые силы Вишеградской четвёрки, а с флангов находятся Румыния с её экспансионистскими идеями и отношением к России как к врагу №1 (это чёрным по белому записано в военной доктрине Бухареста) и страны Прибалтики с натовским контингентом и традиционной русофобией.  Очень напоминает проект «Междуморья» Юзефа Пилсудского - объединение в единый антироссийский блок почти всех государств от Балтики до Чёрного моря. Как и при Ю. Пилсудском, особое значение придаётся Украине, присоединение которой к Вишеградскому военному союзу в ближайший десяток лет сейчас как раз обсуждается.   

     Для того чтобы полностью отгородиться от России, Вишеградской группе желательно заручиться поддержкой Болгарии и Турции. Открыто София помогать «замуровывать» восточно-европейские рубежи не собирается, но и мешать этому не будет. Сложнее с Анкарой. С недавних пор отношения Турции и РФ значительно улучшились, а это значит, что «вишеградский заслон» на юге так и не упрётся в Черное море.

     Из всех  стран-членов Вишгерадской группы наиболее ровные отношения у Москвы со Словакией. С венграми, чехами и поляками ситуация сложнее. Поэтому в случае попытки Москвы достичь взаимоприемлемых договорённостей в диалоге с Вишеградской четвёркой переговоры, скорее всего, начнутся с Братиславой. Внешнеполитический вес Словакии не так велик, но в региональном масштабе она представляет собой звено, наиболее открытое к сотрудничеству с Россией.    

__________________________________________________________________________________________________________

1. G. Friedman “Visegrad: A New European Military Force”

2. Там же