Турки-месхетинцы: массовой репатриации не предвидится

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Грузия, стремящаяся во всевозможные европейские организации и декларирующая европейские ценности, еще в 1999 году, при вступлении в Совет Европы, взяла на себя ряд обязательств. Одним из таких обязательств было и остаётся содействие процессу репатриации турок-месхетинцев. Проблема берет своё начало в 1944 г., когда в соответствии с постановлением ГКО СССР № 6279 от 31 июля того же года с территории Грузии в Среднюю Азию (Казахстан, Узбекистан, Киргизстан) были переселены 92,3 чел. турок, курдов и хемшилов (1). 

После погромов, имевших место в мае-июне 1989 г. в Ферганской области и в феврале-марте 1990 г. в Букинском и Паркентском районах Узбекской ССР, значительная часть турок-месхетинцев была вынуждена вследствие угрозы их безопасности покинуть эти территории (2). Из общей их численности около 17,5 тыс. осело в Казахстане, около 16 тыс. в России, более 40 тыс. в Азербайджане. На сегодняшний день общие оценки численности этого народа несколько разнятся и колеблются в целом в пределах 300-400 тыс. (3)

Практически с самого начала грузинское общество и руководство занимали довольно неоднозначную позицию в данном вопросе. Так, еще в 70-80-х гг. прошлого века руководство Грузинской ССР сделало все возможное, дабы обойти указ от 9 января 1974 г., разрешавший возврат турок-месхетинцев в Грузию. В частности, одним из неофициальных, но обязательных условий являлась смена фамилий. С таким требованием согласилась лишь весьма незначительная часть турок-месхетинцев, и в результате общее количество представителей этого народа, переселившегося всё-таки в Грузию, составило не более 1200 чел. Причем подавляющая их часть оказалась рассредоточенной, главным образом, в районах западной Грузии, то есть вне ареала, который указывался ими в качестве прежнего местопребывания. Как отмечал еще в 2005 г. президент действовавшего в Москве Международного общества турок-месхетинцев «Ватан» Сулейман Барбакадзе, «в общей сложности Совмин СССР принял за 45 лет целых семь постановлений о возвращении нашего народа на родину, под это дело выделялись даже какие-то средства из союзного бюджета. Однако до реального возвращения дело так и не дошло, всякий раз возникали «непредвиденные трудности», а потом о проблеме вообще забыли». (4)

 На самой заре формирования независимой грузинской государственности, особенно в период недолгого, но бурного президентства З. Гамсахурдии, вопрос возвращения потомков турок-месхетинцев в Грузию под влиянием националистических настроений в грузинском обществе был отодвинут на задний план. Лишь после прихода к власти Э. Шеварднадзе, новая грузинская власть начала (всего лишь на словах) выражать стремление к рассмотрению этой проблемы. По распоряжению Шеварднадзе была создана Комиссия по проблемам населения, депортированного в 1944 г. из Южной Грузии. Члены этой комиссии провели переговоры с администрацией Краснодарского края и разработали «Концептуальный план по репатриации населения, депортированного в 1944 г. из Месхетии и Джавахетии Грузинской ССР». Однако документ так и остался простой декларацией о намерениях. В декабре 1996 г. Э. Шеварднадзе подписал Указ «Об утверждении государственной программы решения правовых и соц. проблем депортированных и репатриированных в Грузию месхов». Для ее реализации была опять создана правительственная комиссия. Согласно заявлениям, намечалось осуществить первый этап репатриации 5 тыс. человек в 1997-2000 гг. Однако уже в декабре 1997 г. парламент Грузии принял Закон «О реабилитации жертв политических репрессий и восстановлении справедливости», который не затрагивал эту категорию лиц, поскольку его действие распространялось только на граждан Грузии, подвергшихся репрессиям на территории Грузии. Кроме того, даже сумевшие обосноваться к тому моменту на территории Грузии турки-месхетинцы в результате вступления в силу 12 марта 1998 г. нового закона о беженцах не рассматривались в качестве таковых, т.к. «им не может быть лицо, страной происхождения которого является Грузия». Таким образом, проблема и тогда была спущена на тормозах. 

Новые чаяния у представителей депортированного народа возникли в связи с вступлением Грузии в Совет Европы в апреле 1999 г. Тогда, как уже сказано, Грузия приняла на себя ряд соответствующих обязательств. Основными из них являлись: создание в двухлетний срок законодательной базы для репатриации и интеграции турок-месхетинцев и в десятилетний срок – проведения самого процесса репатриации. Однако решение проблемы под разными предлогами по-прежнему затягивалось грузинской стороной. В результате 8 марта 2003 г. губернатор Краснодарского края (на территории которого и размещалась ожидавшая решения часть турок-месхетинцев) А. Ткачев обвинил Э.Шеварднадзе в ходе визита последнего в Сочи в «отсутствии воли и нежелании взять на себя ответственность за судьбу этих людей». В результате после долгих проволочек законопроект был принят лишь 27 июня 2007 г. и сразу же вызвал волну вполне обоснованных нареканий со стороны как самих турок-месхетинцев, так и ряда экспертов. 

При ближайшем рассмотрении выяснился ряд нюансов, которые напрямую свидетельствовали о целенаправленном стремлении властей Грузии затруднить процедуру репатриации. Прежде всего, оказалось, что в соответствии с новым грузинским законом желающие репатриироваться в Грузию должны до 1 января 2009 года предоставить документы в посольства Грузии в странах своего пребывания. Столь жёсткое ограничение по времени уже само по себе ставило определенный заслон на пути к предполагаемой массовой репатриации. 

Далее. Первый пункт статьи 3 Закона Грузии «О репатриации лиц, вынужденно переселенных из Грузинской ССР в 40-х годах XX века» определял категорию лиц, имеющих право просить о предоставлении статуса репатриантов; к таковым были отнесены «насильственно переселенное лицо или его прямой потомок». Однако пункт 2 этой же статьи разъяснял, что «супруги и несовершеннолетние дети лиц, упомянутых в п. 1... имеют право обратиться... с соответствующим заявлением о соискании статуса репатрианта только в случае, если лицо, упомянутое в п. 1... обратилось с заявлением о соискании статуса репатрианта, и с согласия этого лица».(6) Данная формулировка уже прямо закрывала дорогу для потомков репатриированных. В целом в соответствии с принятым законом процедура выглядела настолько громоздкой, что нежелание Грузии решать этот вопрос стало очевидным. Так, заместитель председателя Международного фонда содействия репатриации Темури Ломсадзе отмечал: «Потенциальным репатриантам нужно собрать 14 справок, что обходится в странах их сегодняшнего проживания в сумму около 300-400 долларов». (7) В том числе потенциальному репатрианту необходимо подать «документ (документы), удостоверяющий/ие факт насильственного переселения. А что если они не сохранились или никогда не выдавались? Кроме того, закон не предполагает никакой финансовой или материальной помощи репатриантам. В законе ничего не говорится и о льготах или отмене налоговых пошлин при ввозе в страну имущества репатриантов. Есть и довольно туманная формулировка о том, что конечное решение (причем непонятно, по какому критерию оно будет приниматься) оставляется за правительством Грузии. Так, пункт 1 статьи 7 предупреждает: «Правительство Грузии вправе устанавливать дополнительные требования к рассмотрению вопроса о присвоении статуса репатрианта». Есть и языковое ограничение. Так, в пункте 3 подчеркивается: «При решении вопроса присуждения статуса репатрианта приоритет отдается знанию грузинского языка». Президент Союза репатриантов Грузии Марат Бараташвили отмечает: «В законе ничего не говорится о создании адаптационных центров. Критерии получения статуса репатрианта жестки и туманны – непонятно, как будет решаться вопрос присвоения статуса. Решение будут принимать чиновники. Закон не отвечает принципу достойного возвращения – люди должны доказывать, что не виноваты в собственной депортации». Таким образом, формально, с одной стороны, выполняя требования Совета Европы, Грузия, с другой стороны,  фактически закрывает на законодательном уровне возможность для массового переселения. (8)

Единственное, на что пошло руководство Грузии, – это на увеличение срока подачи заявок. И то это произошло лишь в результате серьезнейшего давления на власти республики со стороны Совета Европы. Так, гендиректор Совета Европы по политическим вопросам и демократии Жан-Луи Лоран заявил, что с августа 2008 года шли непрерывные консультации представителей Совета Европы с властями Грузии о сроках подачи заявлений, в результате чего срок подачи заявлений от желающих вернуться месхетинцев продлевался дважды. В итоге конечным сроком подачи заявок парламент назвал 1 января 2010 года. В настоящее время сбор документов от потенциальных репатриантов прекратился. Процесс их рассмотрения должен был начаться лишь в мае 2010 г.(9)

На сегодняшний день проблема основательно запутана грузинской стороной. Нежелание Тбилиси сдвинуть её решение с мертвой точки оправдывается по-разному; некоторые из этих «оправданий» – вроде отсутствия свободных территорий для проживания – выглядят абсолютно надуманными. На самом деле многое упирается в проводимую нынешним грузинским руководством националистическую политику, в рамках которой представителям иных национальностей в Грузии места не предусмотрено. 

Есть в грузинском обществе и опасения иного рода. Опасаются, что возвращение турок-месхетинцев может привести к усилению влияния в Грузии Турции и Азербайджана. Перспектива создания мусульманского пояса в Южной Грузии не выглядит надуманной – этого опасается не только армянское население Джавахка, но и собственно грузинское. Официальный Тбилиси откровенно спекулирует этими настроениями и всячески подогревает их. Нельзя не вспомнить в связи с этим тёмную историю с «Бригадами освобождения Ахалциха», распространявшими листовки с угрозами в адрес армянского населения Грузии. Обращает на себя внимание и стремление азербайджанского отделения «Ватана» к скорейшему заселению. (10) И опять же главными пострадавшими во всех этих случаях оказываются простые граждане, никак не связанные с устремлениями тех или иных политических сил.

Усложняется проблема и позицией самих организаций турок-месхетинцев, в среде которых продолжаются споры об их этнической принадлежности и, соответственно, связанные с этим вопросы отношения к репатриации. Созданные в разное время и с разными воззрениями на свою этническую принадлежность такие организации, как «Ватан» (со всеми отпочковавшимися от него структурами), «Хсна», «Умид», «Ас-Турк» и др., так и не сформировали единый ответ на вопрос «кто мы?», чем пользовались и продолжают пользоваться и грузинские власти, и определённые внешние силы. 

В августе 2011 г. появилось сообщение о том, что Министерство по делам беженцев, внутренне перемещенным лицам и расселению Грузии предоставило статус репатрианта 105 туркам-месхетинцам. В общей сложности на тот момент было получено 5841 заявление. (11) Однако наличие такого количества заявлений ещё не говорит о том, что репатриация в будущем примет массовый характер. Проблема не только в законодательной казуистике, которую плодит грузинский «маяк демократии», но и в геополитике, когда Грузия по вине официального Тбилиси оказывается крепко зажатой в тисках турецко-азербайджанского «дуумвирата». (12) 

___________________________________

(1) В постановлении говорилось: «В связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения по обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп». Калишевский М. турки-месхетинцы. Из одного изгнания в другое (Часть1) http://www.fergananews.com/article.php?id=6278

(2) Новикова Г., Дашков В. Проблема репатриации турок-месхетинцев как возможный фактор риска// Грузия: проблемы и перспективы развития. М.: РИСИ, 2002, Т. 2., стр. 246; Калишевский М. Турки-месхетинцы. Из одного изгнания в другое (Часть1) http://www.fergananews.com/article.php?id=6278 

(3) Там же

(4) http://www.ng.ru/cis/2005-10-13/5_turki.html; об этом см.также: 

(5) Бреннан Дан. Турки-месхетинцы до сих пор не могут вернуться на родину http://russian.eurasianet.org/departments/rights/articles/eav032603ru.s…). А турки-месхетинцы, временно нашедшие приют на территории Краснодарского края, так тогда и не дождались решения грузинского правительства. Вместо этого, в соответствии с достигнутыми между РФ и США договоренностями, около 12 тыс. из них нашло пристанище себе в Соединённых Штатах. 

(6) Законы Грузии созданы для невозвращения турок-месхетинцев. http://www.regionmedia.net/journalists/1509-cxeidze-mesxeti-turk.

(7) Там же

(8) Там же. Кроме того, с целью затруднения процесса репатриации используются и иные средства. Так, например, сравнительно недавно, по обвинению в мошенничестве на 11 лет осужден гражданин России, бывший председатель Международного общества турок-месхетинцев "Ватан" Сулейман Барбакадзе. Среди российских и иностранных правозащитников распространено убеждение в том, что обвинение сфабриковано. Тбилиси игнорирует требования Совета Европы по репатриации турок-месхетинцев, переселенных с территории Грузии в период Второй мировой войны http://rus.ruvr.ru/2011/12/16/62320236.html.

(9) Бараташвили К. Совет Европы обеспокоен срывом властями Грузии сроков репатриации месхетинцев. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/165919.

(10) Егоров А. Проблема турок-месхетинцев в заложниках геополитики.

(11) Кмузов Б. Статус репатрианта в Грузии получили 105 турок-месхетинцев. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/190429/

(12) Исподволь педалируемые опасения грузинской стороны по поводу возвращения теперь уже и части турок-месхетинцев, проживающих пока на территории РФ, выглядят очередной спекуляцией. «Из общего количества заявок, которые подали желающие вернуться на историческую родину, 1957 – из России. Однако вряд ли процесс переселения турок-месхетинцев из России в Грузию примет в ближайшее время лавинообразный характер. И не только потому, что каждый из них, если вернется в Грузию, станет, вероятно, лицом, представляющим «особую опасность» для нынешнего грузинского режима по той причине, что прежде жил в России (хотя и поэтому тоже). Занимая престижные социально-экономические ниши в регионах РФ, отличающихся благоприятным климатом, большинство российских турок-месхетинцев вряд ли будет всерьез рассматривать вопрос об отказе от российского гражданства с перспективой начать всё с нуля в стране, переживающей, мягко говоря, непростые времена (к тому же не обязательно в том регионе, который считается их исторической родиной). https://www.fondsk.ru/news/2011/08/28/problema-turok-meshetincev-v-zalo…

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться