Проблема турок-месхетинцев в заложниках геополитики

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В начале августа стало известно, что проблема возвращения турок-месхетинцев на их историческую родину – в Грузию – после долгих проволочек может-таки сдвинуться с места. Более 70 представителей этого народа, выселенного в 1944 году в Центральную Азию из Ахалцыхского и некоторых других приграничных с Турцией районов Грузинской ССР,  должны получить в Грузии, как объявлено, статус репатриантов… Сообщается также, что созданная в марте сего года специальная правительственная комиссия до конца года в целях ускорения процесса репатриации может предоставить статус «возвращенца» всем туркам-месхетинцам, которые обратятся с соответствующим запросом, предоставив необходимые документы. Во всяком случае, об этом заявил заместитель председателя Всемирного объединения турок-месхетинцев Бурхан Озкошар. Комиссия рассмотрела имеющиеся 5806 документов, в числе которых 2 тысячи - на русском языке (1).

Последняя оговорка достаточно важна, так как она может свидетельствовать о некоторых подвижках в позиции грузинских властей – как известно, ранее потенциальные репатрианты должны были предоставлять документы на грузинском либо на английском языке, что делало для абсолютного большинства невозможным прохождение бюрократической процедуры. В 2008 правительство Грузии приняло закон “О предоставлении статуса репатриантов выселенным туркам-месхетинцам или их потомкам”. Согласно данной программе, срок подачи заявлений по этой программе закончился 1 января 2010 года. Представители грузинских властей акцентировали внимание на том, что турки-месхетинцы могут свободно приезжать в Грузию в качестве граждан иностранных государств, однако в 2009 – 2010 гг. было несколько случаев, когда турок-месхетинцев не пускали на территорию страны, «заворачивая» на границе без объяснения причин (2). В настоящее время потомки вынужденных переселенцев живут в восемнадцати регионах России, а также в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и Турции.

Есть некоторое их количество и в различных районах Грузии, причем значительная часть – в Западной Грузии (Гурия и Имеретия) (3). Имелись планы по расселению репатриантов в Кахети и близлежащих к «Цхинвальскому региону» (так в Грузии называют Южную Осетию) селах – там, «где есть свободные дома» (4). Официальная точка зрения грузинских властей и экспертов предусматривает обязательную интеграцию турок-месхетинцев в грузинское общество при непременном учете исторических и этнодемографических аспектов (5). Однако в нынешних условиях отсутствия сбалансированной национальной политики и объективной сложности самой проблемы достичь этого будет непросто. К тому же еще в советское время, даже несмотря на условия депортации, турки-месхетинцы жили достаточно обособленно, соблюдая свои обычаи и традиции.

С одной стороны, тбилисским властям не очень кстати усиление мусульманской общины в стране, в которой и так тлеют многочисленные очаги межнациональной розни, а с другой - велик соблазн использовать новоявленных грузинских граждан, чтобы немного «разбавить» в этическом отношении преимущественно населённый армянами регион Джавахетия. Опасность такого развития событий прекрасно осознается армянским населением края, представители которого с сомнением относятся к идее массового переселения на территорию Джавахетии представителей чуждого в этноконфессиональном отношении населения (пусть даже имеющего формальные права на проживание на этой территории), что неминуемо приведёт к росту конфликтогенного потенциала. Так, переселение турок-месхетинцев на территориях Северного Кавказа привело к возникновению проблем социального порядка (обустройство, трудовая занятость).  Имели место острые противоречия между переселенцами и коренным населением, что порождало новые социальные проблемы. Вместе с тем интересно отметить, что имевшиеся противоречия в отношениях коренного населения Джавахетии и турок-месхетинцев не приостанавливали работу по увеличению численности регистрируемых граждан турок-месхетинского происхождения на территориях республик российского Северного Кавказа (6).

Пока миграционные процессы в Южной Грузии, связанные с турко-месхетинской проблемой, в целом удается контролировать. Небольшое компактное поселение есть в предместье Ахалцихе (центр исторической области Самцхе и административный центр региона Самцхе-Джавахетия), отдельные семьи поселены и в Ахалклакском районе, имеющим более однородный (преимущественно армянский) этнический состав населения. Что же касается сельской местности, то серьезного переселенческого потока туда не наблюдается, в том числе и потому, что большинство бывших турко-месхетинцких селений еще в советский период было занято переселенцами из других районов Грузии (Сванетия, Аджария и др.). Однако вне зависимости оттого, какую форму в конечном итоге примет репатриация турок-месхетинцев, можно с большой вероятностью говорить о том, что тлеющие межэтнические конфликты на грузинских окраинах могут разгореться с новой силой (7).

В качестве альтернативы иногда предлагается вариант расселения турок-месхетинцев в Квемо-Картли – районе Грузии с преимущественно азербайджанским населением. Однако подобное предложение может встретить противодействие со стороны тех, кто считает фактор турок-месхетинцев весьма важным в контексте реализации собственных стратегических интересов на территории Южной Грузии. Невозможно не заметить, что большинство уже проживающих на территории Самцхе-Джавахетии турок-месхетинцев являются выходцами из Азербайджана (куда они попали в основном после трагических событий в Ферганской области 1989 года, но также и в предшествующие периоды). Обращает на себя внимание и активность именно азербайджанской общины турок-месхетинцев в вопросе о возвращении на родину. По словам председателя Азербайджанского отделения Международного общества турок-месхетинцев "Ватан" Ш. Сарварова, «из собранных нами до сих пор в Азербайджане 13 тысяч 400 заявлений на репатриацию 5 тысяч 428 заявлений грузинское государство приняло». Несмотря на приостановку процесса приема заявлений в Тбилиси, он выразил уверенность, что рано или поздно этот процесс будет возобновлён. «Мы предложили правительству возобновить этот процесс, но они нам в связи с этим пока ничего не ответили. Однако сказали, что до конца 2011 года желающим вернуться на родину предоставят статус репатриантов. А получение такого статуса дает автоматическое право на переселение. Перед нашей общиной встанет задача сделать этот переезд организованным». Сарваров оценивает численность турок-месхетинцев в Азербайджане без малого в 80 тыс. чел. (или даже больше (8)), причём они «буквально все до единого хотят вернуться в Месхети» (9). Решение проблемы турок-месхетинцев, будучи  неотъемлемой частью принятых Грузией перед Советом Европы обязательств, сопряжено с определенными трудностями, порождаемыми непростым характером межэтничеких и межконфессиональных отношений на Южном Кавказе.

Как было сказано, процесс расселения и адаптации турок-месхетинцев в ряде субъектов Российской Федерации после 1989 года был сопряжен с различными издержками. Согласно данным переписи 2002 года, в Российской Федерации проживало около 80 тысяч представителей этого народа (10). Как известно, к 2007 году с территории Кубани в США организованно выехали около 12 тысяч турок-месхетинцев. Таким образом, была решена одна из самых острых проблем миграционной политики региона (11). Несмотря на правозащитные всхлипы (12), данное переселение осуществлялось в строгом соответствии с российским законодательством, на основе международных договоров Российской Федерации, а главное - на исключительно добровольной основе, по желанию самих граждан турко-месхетинской национальности (13). Однако в Соединённых Штатах, в отличие от России, им не дали возможности расселяться компактно (14).

В октябре 2008 года Госдума России приняла заявление «О ситуации с репатриацией в Грузию турок-месхетинцев», в котором внимание европейской и мировой общественаности было обращено на «сложившуюся драматическую ситуацию с правами турок-месхитинцев, сложившуюся в результате антидемократических действий грузинского режима». Депутаты призвали  международные организации, парламенты и правительства стран Европы и всего мира, повлиять на власти Грузии с целью добиться выполнения ею своих международных обязательств и реального, а не декларативного урегулирования ситуации с репатриацией турок-месхетинцев в Грузию (15).

Из общего количества заявок, которые подали желающие вернуться на историческую родину, 1957 – из России. Однако вряд ли процесс переселения турок-месхетинцев из России в Грузию примет в ближайшее время лавинообразный характер. И не только потому, что каждый из них, если вернется в Грузию, станет, вероятно, лицом, представляющим «особую опасность» для нынешнего грузинского режима по той причине, что прежде жил в России (16) (хотя и поэтому тоже). Занимая престижные социально-экономические ниши в регионах РФ, отличающихся благоприятным климатом, большинство российских турок-месхетинцев вряд ли будет всерьез рассматривать вопрос об отказе от российского гражданства с перспективой начать всё с нуля в стране, переживающей, мягко говоря, непростые времена (к тому же не обязательно в том регионе, который считается их исторической родиной).

Так или иначе, проблема турок-месхетинцев по-прежнему остаётся функцией интересов различных держав, предпочитающих использовать данный «козырь» по своему усмотрению. В России созданы не худшие условия для проживания значительных групп этого народа-изгнанника и слышать время от времени претензии на этот счет, по крайней мере, странно.

_______________________________________

(1) Более 70-ти турков-месхетинцев получат в Грузии статус репатриантов // http://www.rosbalt.ru/exussr/2011/08/02/875399.html

(2) Сигнал туркам-месхетинцам // http://www.ekhokavkaza.com/content/article/2300472.html

(3) Сумбадзе Н. Грузия: возвращение домой? // в сб.: Турки-месхетинцы. Интеграция. Респртиация. Эмиграция. СПб. 2007.  с.147.С. 215.

(4) СМИ: Турок-месхетинцев заселят в Кахети и близлежащих цхинвальскому региону селах // http://www.apsny.ge/2010/pol/1285961222.php

(5) В данном материале мы не касаемся остающегося достаточно сложным и дискуссионным вопроса о происхождении турко-месхетинского народа. Отметим лишь наличие условно «турецкого» (основное) и «грузинского» направлений в национальном движении турок-месхетинцев.

(6) Мамаев М.И. Турки-месхетинцы в этнополитической ситуации Северного Кавказа: выход из кризисного состояния // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 2. С. 285-289.

(7) Тбилиси ополчился на армян // http://www.georgiatimes.info/articles/56271-1.html

(8) Согласно некоторым источникам, приблизительно 100 тыс. или даже 130 тыс. чел.

(9) Когда турки-месхетинцы смогут вернуться на родину? // http://news.day.az/politics/268007.html

(10) Кузнецов И. Российская Федерация: конструирование идентичности и социальные сети // в сб.: Турки-месхетинцы. Интеграция. Респртиация. Эмиграция. СПб. 2007.  с.147.  Данные переписи 2010 года относительно национального состава населения РФ и численности отдельных народов пока не обнародованы.

(11) Из Краснодарского края в США выехали более 12 тысяч турок-месхетинцев // http://www.regnum.ru/news/767498.html

(12) См. напр.: Meskhetian Turks: An Introduction to their History, Culture and Resettlement Experiences // http://www.cal.org/CO/pdffiles/mturks.pdf; Culture profile: Meskhetian Turks // http://dcf.wi.gov/refugee/pdf/mturks_profile.pdf

(13) Мамаев М.И. Указ. работа.

(14) Различия в представлении о родстве у турок-месхетинцев и в американском праве становились причиной конфликтных ситуаций при переезде в США – см. Кузнецов И. Указ. раб., с. 149.

(15) Собрание законодательства РФ. – 2008. – 27 окт. - № 43. – ст. 4897.

(16) Кривенюк А. Сталин и Саакашвили против турок-месхетинцев // http://www.georgiatimes.info/analysis/56163-1.html