Евросоюз: вторая волна кризиса не за горами

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Никто не ждал от июньского саммита Европейского союза революционных решений. Сложившаяся в ЕС, и в частности в еврозоне, ситуация выглядит столь безрадостно, что, кажется, любые принятые решения политическое сообщество и бизнес встретят с облегчением. Ведь уже пять стран-членов ЕС обратились в Брюссель за экстренной финансовой помощью. Следующая на очереди - Италия, имеющая четвертую по объемам экономику в Евросоюзе. А потому сводить проблемы «объединённой Европы» к любящим жить не по средствам грекам или выискивать экономический рост величиной в десятые доли процента уже невозможно.

Участникам форума удалось решить, пожалуй, одну задачу – выиграть время. Однако нет никаких гарантий, что за ближайшие полгода в распоряжении лидеров Евросоюза появятся новые антикризисные механизмы или будут успешно использованы уже имеющиеся.

 Основное, что продемонстрировал завершившийся саммит Евросоюза - уже 18-й по счету за время кризиса, – это сохранение серьезных противоречий в рядах ЕС. Главная линия противоречий в Европе по-прежнему проходит по границам Германии. Федеральный канцлер Ангела Меркель, несмотря на беспрецедентное давление из Брюсселя, так и не дала согласия на выпуск общеевропейских облигаций. В поддержку подобной меры активнее других выступили Италия, Испания и Франция, уже имеющие чрезмерные размеры госдолга и рассчитывающие при помощи коллективных евробондов снизить стоимость заемных средств. Однако такой механизм напрямую бьет по сильнейшей экономике ЕС – Германии, и без того выступающей главным донором европейских стабилизационных фондов. Брать на себя еще и общий долг «проблемных стран» Меркель отказалась категорически. Она сослалась на то, что принципы, на которых базируется финансово-экономическая деятельность Евросоюза, не предусматривают взаимной ответственности стран за национальные долги, поскольку отсутствует механизм контроля за использованием средств, выделенных государствами друг другу. К тому же совокупный долг самой Германии за последний год вырос еще на 2,1%, достигнув астрономической отметки в 2,042 трлн. евро.

С приближением предстоящих в 2013 году в ФРГ всеобщих выборов фактор долга явно будет играть против нынешней правящей коалиции во главе с Ангелой Меркель, что заставляет ее проявлять максимальную сдержанность в вопросах кредитования Греции и ее собратьев по общеевропейскому несчастью. «Навязать принятие евробондов – значит повторить старую ошибку», которая была допущена во время введения единой валюты без завершения процесса налоговой и бюджетной интеграции еврозоны, заявила Меркель. По ее словам, евробонды и прочие аналогичные бумаги не только «не соотносимы с конституцией Германии», но и «контрпродуктивны». «Сейчас гораздо важнее обсудить различные идеи о коллективной ответственности и возможности улучшения контроля» одних европейских стран над другими. Эта позиция в корне противоречит подходу, предлагаемому президентом Франции Франсуа Олландом и поддержанному руководителями исполнительных органов Евросоюза. Однако им приходится считаться с «особым мнением» канцлера. [1]

Правда, ценой принципиальности фрау Меркель стало вынужденное согласие Берлина пойти на уступки по другому пункту общеевропейской повестки дня – по параметрам так называемого «Европейского пакта роста и занятости», предусматривающего выделение средств на создание новых рабочих мест и стимулирование производства. Речь идет о сумме в 120-130 млрд. евро, разбитой на два транша по 60-65 млрд. евро. По этому вопросу в оппозиции оказались как раз Италия и Испания, недовольные тем, что данная программа растянута на слишком длительное время и не позволяет использовать выделяемые средства на текущие нужды покрытия госбюджета и рекапитализации банковской системы. Столкнувшись с оппозицией в лице Мадрида и Рима, руководство ЕС было вынуждено спешно вносить коррективы, пообещав «фрондерам» прямое выделение средств на рекапитализацию их проблемных банков. Это опять-таки вовзмутило Германию, но в итоге Ангела Меркель не решилась блокировать еще одно решение саммита.

Рекапитализация проблемных банков будет поручена Европейскому центробанку, к которому до конца года перейдут функции главного надзорного органа ЕС в банковской сфере. Председатель Еврокомиссии Жозу Мануэл Баррозу заявил, что стоит вопрос о переводе всей евроинтеграции на новый уровень. Предпринимается попытка создать в ЕС наднациональный центр принятия финансовых решений в сфере бюджетного планирования наподобие Федеральной резервной службы США. Однако данный шаг потребует внесения изменений в законодательство всего Евросоюза и отдельных стран. Поэтому обещанные Испании на рекапитализацию национальной банковской системы 100 млрд. евро будут предоставлены правительству страны по линии ЕС еще на прежних условиях – вне нового механизма финансовой интеграции.

Наконец, саммит обсудил еще один документ, призванный стать эпохальным для Евросоюза – рассчитанный на десять лет «Путь к экономическому и валютному союзу». Его авторами выступили председатель Совета ЕС Херман ван Ромпей, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, глава объединяющей министров финансов Еврогруппы Жан-Клод Юнкер, а также президент Европейского центробанка Марио Драги. На первом этапе план требует от стран-членов Евросоюза согласиться на создание общеевропейского казначейства, призванного контролировать соблюдение параметров бюджета ЕС и национальных бюджетов стран-членов этой организации. Данное согласие было получено в последний день работы нынешнего саммита, но «за скобки» пока вынесено ключевое положение о праве казначейства накладывать вето на национальные бюджеты, в случае если в них превышен лимит заимствований.

Решение о создании общеевропейского казначейства как центрального контролирующего органа в рамках ЕС было принято сразу же после обнародования очередного ежегодного доклада Банка международных расчетов. Его авторы констатировали, что возможности национальных центробанков Европы по поддержанию стабильности экономики фактически исчерпаны. В настоящее время эти банки «перегружены» проблемными активами, доля которых за последнее десятилетие удвоилась. Причину подобной ситуации эксперты видят в неспособности европейских правительств выдвинуть реальный план преодоления кризиса, что вынуждает Европейский центробанк практически в одиночку осуществлять масштабные финансовые интервенции наподобие выделения 100 млрд. евро на спасение банковской системы Испании. 

А крупнейший финансовый спекулянт и один из идеологов создания «Нового мирового порядка» миллиардер Джордж Сорос прямо предупредил лидеров ЕС о грядущем крахе евро в том случае, если страны Евросоюза не смогут преодолеть свои разногласия. [2] Аналогичные оценки приводит и французская газета Le Monde, подчеркивающая, что «до настоящего момента страны подходили к кризису евро так, как будто речь шла о переговорах по сельскохозяйственным ценам. Торг или защита краткосрочных национальных интересов брали верх над стремлением выйти из кризиса». [3]

Если судить по такому критерию, как доходность национальных суверенных десятилетних облигаций, нынешний кризис в Европе уже окончательно вышел за пределы еврозоны. В частности, в опасном интервале 5-10% годовых оказались государственные долговые бумаги Венгрии и Польши. Приближается к этим странам и Чехия. А из стран-членов зоны единой валюты наибольшие шансы пополнить перечень «проблемных» стран имеет Бельгия. [4] Эти данные перекликаются с последней информацией, обнародованной агентством Bloomberg, согласно которой не менее 8-ми из 17-ти стран-членов еврозоны уже вступили в рецессию. [5]

Подобное развитие событий может иметь далеко идущие и крайне опасные политические последствия. «Призрак финансового кризиса 1930-х годов, который привел к росту популярности нацистской партии Гитлера и Второй мировой войне, подкрадывается к Европе», - подчеркивает немецкая Die Welt. [6] А профессор истории и международных отношений Принстонского университета Гарольд Джеймс проводит показательные параллели между «порочным кругом распространения долгов банков и государств» 80-летней давности и сегодняшнего дня. [7] Любопытно, что в самой Германии голоса сторонников и противников евро делятся практически поровну: 43% опрошенных высказываются за сохранение евро, а 41% хотел бы вернуть в обращение немецкие марки. Да и итоги гипотетического референдума о членстве Германии в Евросоюзе далеко не так однозначны. По данным местных социологов, в этом случае «за» проголосовали бы чуть больше половины участников плебисцита - 51%. [8]

При этом, похоже, неспособность лидеров ведущих государств Евросоюза экстренно разработать и принять комплексную антикризисную программу уже в ближайшее время сместит эпицентр кризиса на Восток, в восточноевропейские страны. Сейчас доля иностранных пассивов у государств этого региона достигла опасного уровня. В Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехии данный показатель находится в диапазоне 75-80% активов, а у вступающей в середине 2013 года в ЕС Хорватии уже достиг 90%. [9] Данное обстоятельство позволяет прогнозировать наступление второй волны финансово-экономического кризиса на пространстве Евросоюза, который в первую очередь ударит по странам Центральной и Восточной Европы.

Последние, с одной стороны, еще далеко не завершили процессы трансформации в соответствии со стандартами ЕС, а с другой – тесно связаны с находящейся в кризисном состоянии банковской системой «единой Европы». Неудивительно, что именно восточноевропейские страны выглядят сейчас наиболее уязвимыми перед «второй волной» кризиса, которая, похоже, не за горами.

______________________

 

[1] Le Figaro, 28.06.2012

[2] Ведомости 26.06.2012

[3] Le Monde, 27.06.2012

[4] Коммерсантъ, 26.06.2012

[5] РБК daily, 26.06.2012

[6] Die Welt, 27.06.2012

[7] The Daily Mail, 28.06.2012

[8] Der Stern, 28.06.2012

[9] Ведомости, 29.06.2012