Белорусская экономика: перспективы и испытания

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В статье «Белоруссия. К итогам года» уже отмечалось, что «присоединение к совместной работе по созданию Евразийского экономического союза дало мощный импульс белорусской нефтепереработке». Наряду с этим в экономике Белоруссии, опирающейся в основном на две опоры – экспорт нефтепродуктов и экспорт калийных удобрений, вместе обеспечивающих порядка 65% валютных доходов, - обозначился ряд проблем, с которыми придётся иметь дело уже в самое ближайшее время…

Тревожит то, что между Беларусью и Россией до сих пор не подписан топливный баланс поставок нефти на белорусский рынок. Нынешнее соглашение действует только до конца марта. Как говорят представители обеих сторон, следующее соглашение подпишут в марте, но, скорее всего, если стороны не сойдутся в объеме поставок до конца текущего года, оно также будет подписано только на один квартал. Естественно, такая ситуация не способствует стабильности в белорусской экономике.

Кроме того, в условиях окончания бизнеса с растворителями белорусская нефтянка не может служить локомотивом роста экономики в тех же объемах, что и раньше. Только в 2012 году Беларусь вернула более 3 млрд. долларов нефтяных пошлин в российский бюджет. 

Довольно неудачно складывается конъюнктура и на калийном рынке. Это связано не только с падением цен, но и с некоторым сокращением рынка в силу того, что Китай создал необходимые запасы калия, а Индия планирует сократить субсидии сельскому хозяйству. Эксперты прогнозируют, что на 2014 год ситуация для поставщиков калия сложится еще хуже – рынок будет сужаться, будет снижаться и уровень цен, достигнутый к рубежу 2012-2013 годов.

Для Белоруссии, сохранившей неизмененной структуру экономики ещё с советских времён, это оборачивается новыми вызовами. Об этом говорит и доклад министра экономики Николая Снопкова, сделанный 13 февраля на заседании Совмина республики.

Основных причин непростого положения экономики, по мнению министра, две. Во-первых, высокая материалоемкость производства: «Несмотря на снижение доли промежуточного потребления по сравнению с 2011 годом, его удельный вес в валовом выпуске товаров и услуг остается высоким и составляет от 55% в Минской области и до 70% в Витебской области». Во-вторых, неизменная еще с советских времен структура экономики в областях: «Неизменная структура экономики регионов привела к тому, что экономическую погоду делает узкий круг валообразующих предприятий, формирующих более 50% производства региона и функционирующих еще со времен СССР. В Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областях наиболее остро стоит проблема создания новых производств в целях снижения зависимости развития данных регионов от влияния доминирующих предприятий».

По официальным данным, в Брестской области отстающими являются 10 районов из 16 (62,5%), в Витебской – 13 из 21 (61,9%), в Гомельской – 14 из 21 (66,7%), в Гродненской – 13 из 17 (76,5%), в Минской – 14 из 22 (63,6%), в Могилевской – 15 из 21 (71,4%). 

Министр экономики обратил внимание и на грозящие республике демографические проблемы. Так, до 2032 года вследствие сокращения трудового потенциала страны приблизительно на 870 тыс. человек (в настоящее время численность населения Белоруссии - около 9,5 млн. человек, численность трудоспособного населения – около 6 млн. человек) произойдет старение населения и рост демографической нагрузки. По данным Минэкономики, к 2032 году сельская местность потеряет пятую часть населения (472 тыс. чел.). Особенно значительные потери может понести Витебская и Гродненская области, на долю которых будет приходиться свыше 40% общей потери сельского населения республики. Это приведет к тому, что количество районов с критическим уровнем численности жителей, ниже которого не обеспечивается устойчивое социально-экономическое развитие территории (5-20 тыс. человек), может возрасти с 51 района в настоящее время до 77 к 2032 году. «То есть это более 60% территории страны», - подчеркивается в докладе. 

По прогнозам Минэкономики Белоруссии, к концу 2013 года может сложиться серьезное положение и с внешним долгом. Если финансирование модернизации белорусских предприятий будет осуществляться за счет связанных кредитов под гарантии правительства, то внешний госдолг республики до конца 2013 года достигнет 17 млрд. долларов, а валовой внешний долг - 41,6 млрд. долларов (увеличившись с 34,8 млрд. долларов на 1 января 2013 года). Это значит, что отношение внешнего государственного долга к ВВП составит 22,7% и приблизится к пороговому значению безопасности в 25%. А отношение валового внешнего долга к ВВП по итогам 2013 года может достичь 55,3% и, таким образом, превысит пороговое значение безопасности в 55%.

Еще одной проблемой экономики в 2013 году станет программа модернизации белорусских предприятий, т.к. для ее реализации предусмотрен инвестиционный импорт на сумму не менее 1,6 млрд. долларов. По мнению министра экономики, возникший разрыв финансирования платежного баланса может быть компенсирован либо за счет снижения золотовалютных резервов, либо за счет девальвации национальной валюты. 

Какие выводы вытекают из этого анализа, сделанного в правительстве Белоруссии? 

Во-первых, у Белоруссии нет, видимо, возможности дальнейшего устойчивого развития при сохранении сложившейся еще с советских временем структуры экономики в виде нескольких крупных предприятий (около 25) и двух отраслей (калийная и нефтяная), дающих основную часть валютных поступлений. Эту жесткую структуру экономики можно изменить, лишь создавая в областях достаточное количество средних предприятий. 

Во-вторых, без изменения структуры экономики республика продолжит залезать в долги, размер которых может превысить 55% от ВВП уже в текущем году. Избежать этого возможно, либо прибегнув к инфляции, либо пойдя на снижение уровня золотовалютных запасов. Оба негативных сценария республика с большими потерями для себя испробовала в 2009-2011 годах, и их повторение не представляется правительству возможным.

В-третьих, необходимо внесение корректив в планы социально-экономического развития на ближайшую пятилетку. Правительство Белоруссии впервые открыто заявило о том, что модель «нефтяного офшора», которая обеспечивала существование и «белорусского экономического чуда», и белорусской политической системы в 1994-2012 годах, больше не работает.