Белоруссия. К итогам года (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В политическом плане 2012 год прошел для Белоруссии спокойно, без политических баталий, без повторения попыток втянуть власть в стихию уличного бунта. Первую половину года прозападная оппозиция нудно обсуждала свои внутренние проблемы, вскрывшиеся после разгрома оппозиционных сил на президентских выборах 2010 года. Затем несколько месяцев выясняла, стоит или нет участвовать в кампании по выборам в парламент. После проведения парламентских выборов снова погрузилась в препирательства по вопросу - являлся ли неприход какой-то доли избирателей на участки для голосования следствием успеха тактики бойкота части оппозиции, либо это произошло по независимым от оппозиции причинам вследствие значительной политической апатии населения. 

События 2012 года ещё раз подтвердили, что у белорусской прозападной оппозиции с кадрами плоховато. Старая плеяда «борцов за демократию» вышла в тираж, а молодая поросль слишком молода и не имеет никакого политического опыта. 

В этот «год тишины» одним из наиболее ярких событий, которые с некоторой натяжкой можно отнести к политическим, стала летняя акция шведских авиалюбителей, получившая название «плюшевый десант». Организаторы этой провокации явно шли на скандал: либо белорусские военные должны были сбить шведский «кукурузник», либо они должны были его «проспать». Можно было бы, конечно, попробовать его и посадить, но расстояние на этом участке границы от Литвы до Беларуси очень невелико – всего около 150-170 километров. В результате того, что белорусские пограничники «проспали» плюшевых медвежат, были сняты со своих должностей несколько высших чинов белорусской армии, а оппозиция получила хороший повод заполнить на несколько месяцев информационное пространство обсуждением этой провокации.

При всей театральности этого события «плюшевый десант» высветил проблему охраны воздушных рубежей Союзного государства на западном направлении. Ситуация вполне прозрачна – если границу в дневных условиях смог преодолеть легкомоторный самолет, то у малоразмерного и малозаметного беспилотника в ночных условиях с этим вообще проблем не возникнет, а вот что будет на его борту и куда он возьмет свой курс после пересечения белорусской границы –  вопрос открытый...

Еще одна провокационная инсценировка была связана с созданием белорусского «правительства в изгнании». Однако этот проект, поначалу довольно бурно раскручиваемый, во второй половине года был явно заморожен. 

Выборы в парламент были последним шансом прозападной оппозиции попытаться хоть как-то обострить ситуацию в стране, но, судя по всему, запал у оппозиции пропал. Выборы прошли спокойно и довольно вяло. Достаточно сказать о том, что активность кандидатов по продвижению своих избирательных программ была, как никогда, низкой. Белорусский ЦИК даже вынужден был за свои деньги печатать листовки кандидатов, т.к. многие кандидаты в депутаты решили вообще никакой агитации не вести. 

На этом фоне народ выборы не заметил и продолжал уезжать из страны. Так, за девять месяцев уходящего года, по официальным данным, численность работающих в Белоруссии сократилась приблизительно на 100 тысяч человек, большинство из которых уехали на заработки в Российскую Федерацию (всего в республике около 6 млн. человек, находящихся в трудоспособном возрасте, а, по оценкам экспертов, в РФ уже трудится от 800 тысяч до 1 млн. белорусских граждан). Не замечать данную тенденцию и не видеть ее политических последствий нельзя. 

Несмотря на достигнутую политическую стабилизацию и выход средней зарплаты по стране на уровень 450 долларов, люди продолжают уезжать в РФ на заработки. Ведь в конечном счёте 450 долларов средней зарплаты на человека многих проблем рядового белорусского гражданина так и не решили. Так же быстро, если не быстрее, росла стоимость услуг, продуктов питания и вещей широкого потребления. В результате нынешние 450 долларов по существу эквивалентны предыдущим 250-ти. При этом работающие как в республике, так и в России граждане Беларуси видят очень большой, иногда в разы, разрыв между уровнями своих зарплат и российских. 

Приведу только два примера. После покупки «Газпромом» «Белтрансгаза» зарплата белорусских газовиков увеличилась в три раза. Сейчас они пересаживаются на другую автомобильную технику и получают совершенно иной по качеству социальный пакет, который их ставит на один уровень с шахтерами Солигорска. Второй пример связан со строительством Белорусской АЭС. Белорусские строители получают приблизительно 700-800 долларов, в то время как работающие там же россияне - около 4500-4800 долларов. И это проблема. Проблема существенной разницы в оплате труда. Если не решить её своевременно экономическими средствами, она может стать политической проблемой.

Тот факт, что в 2012 году белорусские власти достаточно уверенно и легко нейтрализовали угрозы и прозападной оппозиции внутри страны, и внешние угрозы, во многом стало результатом осознанного и системного включения белорусского руководства в осуществление проекта евразийской интеграции, в работу по повышению статуса Таможенного союза на международной арене. В мире это не могли не принять во внимание…

Первые плоды выстраивания модели евразийской интеграции уже видны. Если, например, в 2009-2010 годах на согласование позиций между сторонами проекта Евразийского экономического союза уходила значительная часть усилий руководства стран «тройки», чиновников и обслуживающих эти процессы экспертов, то в 2011 году процессы согласования шли уже значительно легче, а в 2012 году - еще легче. Это означает, что между странами «тройки» (РФ, Белоруссия, Казахстан) возросло доверие, лучше стало понимание того, что ни одна из сторон не извлекает из процесса интеграции односторонних выгод. Да и прежние досадные конфликты между Москвой и Минском по газовой, нефтяной или пищевой проблематике в 2012 году значительно поутихли.

Так что в целом главным политическим итогом 2012 года для Белоруссии стала заметная стабилизация, и это - несмотря на все по-разному интерпретируемые нюансы внутриполитической жизни и внешнеполитической обстановки вокруг республики. 

(Окончание  следует)