Брюссельские переговоры приобретают германский дух

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Процесс «нормализации» отношений Белграда и Приштины – в том виде, как это понимает руководство Европейского союза, – окончательно распался на две составляющие, слабо связанные друг с другом. Первая составляющая – вялотекущая выработка «дорожной карты» по реализации апрельских договоренностей, внесение изменений в законодательство и другие технические вопросы. Не приходится сомневаться, что и правительство Сербии, и власти Косово доведут данные процессы до своего логического завершения. В этом плане симптоматичен тот факт, что решение этих вопросов с косовской стороны доверено вице-премьеру Эдите Тахири, которая уже имеет богатый опыт подобной рутинной работы. [1]

Однако гораздо более важным вопросом представляются перспективы развития отношений между Белградом и Брюсселем. А его решение зависит уже не от договоренностей с Приштиной, а от расстановки политических сил в самом Евросоюзе и в его ведущей державе – Германии. Имеющаяся информация позволяет утверждать, что само обнародование даты начала переговоров о приеме Сербии в ЕС и тем более ее конкретное наполнение окончательно превратились в элемент внутриполитической борьбы в преддверии намеченных на конец сентября выборов в германский бундестаг. В настоящее время в лагере ведущих немецких партий и политиков наметился существенный раскол по вопросу о Сербии. Федеральный канцлер и лидер партии ХДС Ангела Меркель, скорее, склонна поддержать сербскую заявку с тем, чтобы отчитаться перед избирателями в успешной реализации «косовского проекта» и переложить дальнейшее бремя дискуссий на Брюссель. Противостоящий ей лагерь возглавляют министр иностранных дел свободный демократ Гидо Вестервелле и кандидат на пост федерального канцлера от Социал-демократической партии Германии Пеер Штайнбрюк. Вестервелле убежден, что Берлин и Брюссель должны идти до конца и не пускать Сербию даже в прихожую ЕС без официального признания независимости Косово. Что же касается Штайнбрюка, то он на нынешней германской политической сцене занимает наиболее жесткую позицию в том, что касается Евросоюза и места в нем Германии. Он, в частности, уже прославился призывом «выбросить Венгрию, скатывающуюся к диктаторскому режиму, из ЕС», поскольку ее развитие «идет вразрез с демократией» - разумеется, в ее понимании самим Штайнбрюком. [2]

Жесткость риторики социал-демократов и свободных демократов во многом имеет внутригерманские корни. СвДП обречена на роль младшего партнера в любой конфигурации правящей коалиции, а потому единственным способом набрать политические очки в ходе неизбежных коалиционных переговоров для нее выступает жесткая риторика по ключевым внутренним и международным проблемам. Что же касается СДПГ, то она тем более вынуждена искать любой повод полемизировать с фрау Меркель и ее ХДС, дабы провести своего кандидата на пост федерального канцлера.

К тому же германское руководство явно продолжает оставаться заложником представлений начала 1990-х годов, которые сами немецкие эксперты характеризуют как «проведение внешней политики на автопилоте». Эта парадигма подразумевает, что с момента объединения Германии «мир и процветание должны быть навсегда гарантированы автоматически» вне зависимости от происходящих в Европе и во всем мире драматических изменений. [3] 

Подобное германское «миссионерство с позиции силы» очень хорошо заметно именно на Балканах – но оно же одновременно является источником нарастания противоречий в рядах самого ЕС. В этом плане вряд ли будет преувеличением подчеркнуть, что именно развитие отношений по линии «Берлин – остальная Европа» (которая, в свою очередь, все более внимательно присматривается не столько к Парижу, сколько к Лондону) в ближайшие годы будет определять расстановку сил как в рамках самого ЕС, так и по его восточному и юго-восточному периметру. Это напрямую касается и Сербии. Уже сейчас дипломатические источники в Брюсселе признают, что решение по дате начала переговоров с Белградом зависит не от доклада Еврокомиссии и даже не от дискуссий в рамках намеченного на 28 июня саммита ЕС, а от заседания германского бундестага 25 июня. Такова сегодняшняя европейская Realpolitik, имеющая как немецкую форму, так и германское наполнение.

А за решение конкретных вопросов возьмется традиционный внешнеполитический партнер Германии – Австрия. Первой пробой сил на пути возрождения «венского процесса» по образу и подобию статусных переговоров 2006-2007 годов станет намеченная на 16 июня Международная конференция в австрийской столице. Согласно имеющейся информации, премьер-министр Косово Хашим Тачи уже заручился личным приглашением для участия в ней со стороны Министерства иностранных дел Австрии. Берлин и Вена намерены сделать данный форум первой международной площадкой, на которой пройдет апробация нового уровня отношений Белграда и Приштины. 

Примечания: 

[1] Epoka e Re, 10.06.2013
[3] Kleine-Brockhoff T., Maull H.W. The Limits of German Power // Internationale Politik. Volume 12. 2011. November/December. P.13.
[4] Tribuna, 10.06.2013