США, ЕС и Косово: что дальше?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Решительное намерение ведущих организаторов и участников «косовского проекта» уже предстоящей осенью добиться для Приштины максимально широкого международно-правового признания – включая статус страны-наблюдателя или даже полноправного члена ООН – не просто плохо скрываемое стремление избавиться от опасной и затратной миссии. Сворачивание гражданско-полицейской миссии ЕС в Приштине (EULEX), о которой в Брюсселе говорят уже как о свершившемся факт,  а также плавная трансформация Косовских сил безопасности в регулярную армию позволят Евросоюзу и НАТО перевести взаимоотношения с косовскими албанцами в ту плоскость, в которой они преимущественно находились в конце 1990 годов. А более точно – до начала натовских бомбардировок Югославии. Тогда ООН, ОБСЕ, западные страны Контактной группы, неправительственные и военно-разведывательные организации – именно они послужили тем самым геополитическим инкубатором, в котором был выращен сценарий военно-политической перекройки Балкан в последующее десятилетие. Данная задача в том виде, как она задумывалась в конце 1990-х, решена, и теперь те же «неформальные» структуры вновь призываются на службу западными архитекторами «Нового мирового порядка» с тем, чтобы определить новые ориентиры и приоритеты.

Среди этих приоритетов, согласно имеющейся информации, ключевая роль будет принадлежать трем направлениям. Во-первых – использование Косово в качестве средства давления и даже шантажа властей Белграда. Неслучайно посетивший на днях Приштину высокопоставленный представитель американского госдепартамента Филип Риккер прозрачно намекнул, что США отнюдь не считают переговорный процесс Белграда и Приштины исчерпанным. Более того, Вашингтон выделяет в рамках данного процесса целый ряд «очень детальных переговоров», что не предвещает ничего хорошего Сербии и косовским сербам. [1]

Во-вторых – в ближайшее время грядет активное подключение Приштины к региональным военно-политическим и энергетическим проектам при «теневом» руководстве ЕС и США. С этой точки зрения ситуация на Балканах приобретает все более пугающее сходство с картиной конца XIX – начала XX века – иными словами, с событиями, непосредственно предшествовавшими Первой мировой войне и даже прямо ее породившими. Тогда стремительно поднимавшая в качестве ведущего геополитического игрока в Европе объединившаяся Германия активно использовала в качестве основного метода реализации своего проекта «Дранг нах Остен» транспортно-инфраструктурные проекты, нацеленные на проникновение через Балканский полуостров в регион Передней Азии. Речь шла, в частности, об установлении контроля над железнодорожными магистралями на Балканах и в Малой Азии. Комиссионером строительства выступал лично германский кайзер Вильгельм II, которому удалось «продавить» соглашение о строительстве завершающего звена «великого пути» из Берлина в Багдад (так называемые три «Б»: Берлин – Бизантум (Константинополь) – Багдад), что «пахло уже установлением контроля над экономической жизнью всего региона». [2] По образному выражению одного из современников, в регион «с грохотом и лязгом ворвались багдадские локомотивы, питаемые немецким финансовым капиталом» [3]. Уже в начале XX века самые острые балканские проблемы – албанская, македонская, боснийская – решались великими державами «в рамках их территориальных претензий на Балканах и доминирования в Средиземноморье и на Ближнем Востоке» [4].

Наконец, в-третьих, можно и нужно прогнозировать привлечение косовской военной инфраструктуры к реализации новых сценариев «мягкой» (и не только мягкой) силы США (Soft Power). Здесь стоит внимательнее присмотреться к происходящему вокруг американской военной базы Camp Bondsteel, которая при необходимости может играть ключевую роль как в рамках системы ПРО США, так и для тыловой поддержки возможных операций на широком пространстве Ближнего и Среднего Востока и Передней Азии. Ведь по своему расположению Camp Bondsteel находится в середине американской военно-территориальной «оси»,  протянувшейся от Италии к Турции. Даже в своем изначальном состоянии данная база – выведенная из-под контроля как ООН, так и объединенного командования НАТО - является самой большой американской базой, построенной после окончания вьетнамской войны, и  в случае оперативной необходимости может принять до 7000 военнослужащих. [5] Помимо Camp Bondsteel, американцы могут рассчитывать в Косово на возможности находящейся в районе Приштины базы сил КФОР Film City. Однако ее оперативные возможности меньше на порядок. К тому же с правовой точки зрения Film City используется не только американцами, но и подразделениями других стран-членов НАТО, что объективно сужает Пентагону пространство для маневров.

Именно Camp Bondsteel позволяет США контролировать акваторию Средиземного и Черного морей, а также маршруты, ведущие на Ближний Восток, в Северную Африку и на Кавказ, в том числе маршруты существующих и будущих трубопроводов из регионов Каспийского моря и Центральной Азии. Речь идет, в частности, о проектируемом нефтепроводе Бургас-Скопье-Влера, про который министр энергетики США Билл Ричардсон заявил еще в 1999 году, что «речь идет об энергетической безопасности Америки». Таким образом, если предположить возникновение на юго-восточном фланге НАТО крупного регионального вооруженного конфликта, именно Camp Bondsteel станет главной базой для организации и проведения операций американской армии. Имеющиеся данные позволяют также говорить о возможности подключения базы к реализации планов США в области ПРО – в дополнение к соответствующим объектам в Румынии, Турции и в акватории Средиземного моря.

Понятно, что для успешной реализации всех вышеперечисленных планов Западу в лице, прежде всего, США необходимо максимально нейтрализовать любые противостоящие им силы, в первую очередь сербов, а также их традиционную союзницу – Россию. Пресловутые брюссельские договоренности, маневры вокруг сербской заявки в ЕС и даже «проталкивание» Косово в ООН – всего лишь звенья в подобной глобальной геополитической игре, выходящей за рамки собственно балканского региона.

Примечания: 
 
[1] Koha Ditore, 06.07.2013
[2] В «пороховом погребе Европы». 1878-1914 гг. М., 2003. С. 27.
[3] Милиħ Д. Чужестраният капитал в Сърбия до първата световна война // Исторически преглед. Београд, 1965. XXI. Кн. 4. С. 59.
[4] Стоjанов П. Македониjа во политиката на големите сили во времето на Балканските воjни 1912-1913. Скопjе, 1979. С. 183.
[5] Judah T. Kosovo. War and Revenge. Yale University Press. New Haven and London, 2002. P.311.