Станет ли генерал Ас-Сиси новым Насером?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Происходящее в Египте, особенно разгон лагерей «Братьев-мусульман» 14 августа, напоминает многим повторение алжирских событий начала 90-х годов, когда в результате гражданской войны, развязанной отстранёнными от власти тамошними исламистами, погибли около 200 тысяч человек. В то же время есть основания полагать, что египетские военные и органы правопорядка не допустят возникновения подобной ситуации, поскольку  являются единственной организованной военной силой в стране, сохраняют абсолютное единство своих рядов и опираются на поддержку значительных слоев населения… Линию военных поддержали не только недовольные насаждением шариата христиане-копты и светская часть общества, но и многие консервативные круги, считающие, что «Братья-мусульмане» позаимствовали свою политическую модель на Западе. Все большее распространение в Египте получает точка зрения, согласно которой страну привел к кризису не зашедший в тупик насеризм, а отход от него.

Многие обратили внимание на беспрецедентную поддержку действий египетских военных Саудовской Аравией, объявившей эти действия, вопреки фактам жестокого подавление массовых протестов, «борьбой с терроризмом». Королевство Саудовская Аравия (КСА) и ОАЭ выступили твёрдыми сторонниками стоящего во главе военных генерала Абдул-Фаттаха Ас-Сиси. В условиях серьезных социально-экономических проблем, усугублённых волнениями, финансовая помощь этих арабских государств Египту может стать решающим фактором в консолидации положения в стране под армейским руководством. С вниманием  к неожиданному саудовско-египетскому альянсу отнеслась и Москва, на что указывает, например, состоявшийся недавно визит в Россию руководителя саудовской разведки принца Бандара и его обстоятельная 4-часовая беседа с президентом России В. Путиным. Интересно, что от аналогичного приглашения со стороны Вашингтона принц Бандар пока уклонился, что косвенным образом свидетельствует о неудовольствии Эр-Рияда политикой США на Ближнем Востоке. Выстраивается крайне любопытная конфигурация сил, которая может иметь положительное значение и для решения других проблем, в частности преодоления кризиса в Сирии. 

Президент Обама предпочитает публично не поддерживать египетских военных. После кровавых событий 14 августа он попытался позвонить генералу Ас-Сиси и призвать его «воздержаться от репрессий и использования боевых патронов». Белый дом  официально осудил введение чрезвычайного положения в стране. Однако, по некоторым сведениям, «сильный человек Египта» даже не пожелал отвечать на звонок Обамы – дерзость неслыханная. Египтяне вместо этого предложили Белому дому позвонить «временному президенту» Адли Мансуру, от чего американцы, в свою очередь, уклонились. Это признание того, насколько ограничено сейчас влияние США: попытки отговорить египетских генералов от жёстких мер в отношении протестующих провалились, а отказ от предоставления Египту 1,3 миллиарда долларов американской помощи обернётся лишь приглашением для богатых арабских государств заменить в этой роли США. КСА и ОАЭ уже предоставили египетским военным 12 млрд. долл. А общий объем обещанной ими помощи достигает 40 млрд. долл. Ставки высоки. Ведь «Братья-мусульмане» – республиканцы и, несмотря на свою приверженность исламу, для монархий Персидского залива - смертельные враги. Власть для «Братьев» важнее религии. Американцы продолжают твердить о демократии на Ближнем Востоке, но всё большее число наблюдателей приходят к выводу, что под ней они понимают не свободу выбора народов, а пресловутый «управляемый хаос».

Министр обороны и командующий египетской армией Абдул-Фаттах Ас-Сиси открыто обрушился с критикой на администрацию США и президента Обаму. «Вы попросту бросили Египет. Вы отвернулись от египетского народа, и он этого не забудет». Ас-Сиси призвал администрацию делать больше для поддержки его страны, в том числе оказывая влияние на «Братьев-мусульман».

Эксперты признают,  что «сегодня переход Египта к демократии, который на Западе пытаются выдать за модель для других арабских стран, подорван до основания».

Бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер пишет: «Об одном уже можно сказать наверняка: основное распределение власти внутри египетского общества не изменилось. Власть делят между собой военные и «Братья-мусульмане». Прозападные либералы, судя по тому, что мы видим, не имеют никакой реальной власти над армией». В более широком смысле военный переворот в Египте вкупе с гражданской войной в Сирии, дестабилизацией Ливана, угрожающей перекинуться в Иорданию и Ирак, охваченный насилием, представляется Й.Фишеру знаком конца «арабской революции», по крайней мере, на данный момент.

А известный экономист Джеффри Сакс полагает, что «и тут беспомощный Запад,   разрывающийся между демократической риторикой и антипатией к исламистам,   приложил свою руку. Результатом стали двусмысленность и задержки, а не обязательства и помощь. МВФ вел переговоры с новым правительством Египта на протяжении двух с половиной лет с момента свержения Мубарака, так и не дав в кредит ни цента, но внеся вклад в публичные волнения и недавний переворот».

Аналитиков всё больше занимает будущий курс Египта. Особое внимание они обращают на личность нынешнего фактического руководителя страны генерала Ас-Сиси. Так, журналист из египетской газеты Al-Masry Al-YoumЯссер Ризк описывает свою встречу в начале 2011 года с генералом Абдул-Фаттахом Ас-Сиси, когда последний занимал пост руководителя военной разведки Египта. Оказывается, генерал Ас-Cиси ещё в апреле 2010 года в обстоятельном докладе маршалу Тантауи предсказал неизбежность скорой народной революции против режима Мубарака и высказался за то, чтобы армия  выступила на стороне народа. Не удивительно, что впоследствии, 12 августа 2012 года, Мурси назначил его главнокомандующим и министром обороны. Среди «Братьев-мусульман» даже получила распространение версия, что он является тайным членом их «братства». Однако, как утверждает Яссер Ризк, Ас-Сиси всегда был в первую очередь «египетским националистом». 

После того, как Ас-Сиси занял новый пост, его первой задачей стало восстановление боеспособности египетской армии. Он также удерживал ее от участия в политических играх и межпартийных столкновениях. Генерал надеялся, что «ради будущего Египта политические силы страны, в конце концов, придут к какому-нибудь консенсусу». Переворот для него был вынужденным шагом. После него одним из первых решений Ас-Сиси было устранение 5 июля с очень важного в условиях Египта поста директора Службы общей разведки генерала Шехаты и назначение на эту должность генерала Мохамеда Фарида аль-Тухами, возглавлявшего длительное время при Х. Мубараке Административно-контрольное управление. Таким образом, Ас-Сиси уже обозначил своё намерение частично восстановить прежний опыт.

Ас-Сиси, как отмечают хорошо знающие его люди, - спокойный, рассудительный и уверенный в себе человек. При кажущейся мягкости, которая и обманула в своё время Мурси, он обладает достаточно твёрдым характером. В то же время он чувствителен: когда слышит традиционное торжественное обращение «великий и свободный египетский народ», на глазах его появляются слезы. Обладает несомненной харизмой. Верит в свою миссию спасти Египет от грозящей катастрофы. Ставит интересы своей страны превыше всего. Яссеру Ризку он как-то заявил: «Египет – матерь мира, и с Божьей помощью он выполнит эту миссию». Журналист уверен, что по своим качествам Ас-Сиси можно поставить в один ряд только «с выдающимся лидером Гамалем Абделем Насером». Командующий египетской армией опроверг сообщения о том, что планирует баллотироваться на пост президента Египта, хотя полностью не исключил такой возможности. А по данным DEBKAfile’s, Ас-Сиси почти наверняка будет баллотироваться в конце нынешнего года на высший государственный пост и фактически уже начал свою предвыборную кампанию. Он собирается восстановить традиционно высокое место армии в египетской общественно-политической жизни, невзирая на протесты, звучащие из Европы и Америки. Демократические преобразования Ас-Сиси будет проводить под собственным строгим контролем. Одной из его главных характеристик является то, что он заявляет о себе как о представителе интересов всех египтян, а не какой-то одной религиозной или социальной группы.

Некоторые эксперты  видят в Ас-Сиси символ «возрожденного египетского национализма», корни которого восходят к Насеру. Если события такую оценку подтвердят,  это послужит историческим оправданием выдвижения военных в центр общественных перемен в Египте. Демонстранты в Каире, поддерживающие действия военных, не случайно несут перед собой совмещенные портреты  Насера и Ас-Сиси, указывая на преемственность от одного к другому. Лояльные военным СМИ всё чаще называют Ас-Сиси «новым Насером», а эксперты, как, например, профессор Каирского университета Мохамед Соффар, доказывают, что «египтяне психологически не готовы принять гражданского лидера».

Возрождение духа насеризма как идеологической и политической основы деятельности новых властей в переломный для страны момент истории может открыть и новые возможности для сотрудничества Египта с Россией. В Москве, как и в Каире, помнят, что в эпоху Насера это сотрудничество было весьма продуктивным, а Египет являлся тогда влиятельным фактором мировой политики, в том числе в рамках Движения неприсоединения.