Мобильная версия Сегодня: 26.08.2016 Обновлено в 11:08 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украинский терроризм в Крыму. Точка...  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Украинская армия не прекращает обстрелы приграничных территорий Донбасса...

В западной части Дамаска началась операция по разоружению и выводу боевиков...

Венгрия построит второе заграждение на границе с Сербией...

СМИ узнали новую формулу цены на газ для Белоруссии...

«Щит Евфрата»: США между курдской Сциллой и турецкой Харибдой в Сирии...

В турецком Джизре взорвали здание полиции, девять человек погибли...

Оборонные ведомства России и Китая провели переговоры по ПРО в АТР...

Деловой климат в Германии продолжает ухудшаться...

МИД РФ: Запад использует Совбез ООН в политизированных и пропагандистских целях...

Условия жизни еврейской общины России признаны лучшими на континенте...

ООН направит помощь в Алеппо во время 48-часовой гуманитарной паузы...

Захарова: ввести бесполетную зону в Сирии можно только в координации с Дамаском...

В Азербайджане завершились учения ВМС...

Отбившие Джараблус у "ИГ" боевики начали борьбу между собой...

Лавров и Керри обсудят в Женеве план борьбы с террористами в Сирии...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

«Наметить более воинственные цели в отношении России…»

Юрий РУБЦОВ | 31.07.2015 | 00:00
 

В той международной обстановке, которая сопутствует 70-летию победы над немецким нацизмом и японским милитаризмом, нельзя не вспомнить, что большой союз СССР, США и Великобритании, в решающей степени обеспечивший эту победу, развалился поразительно быстро. За несколько месяцев совместная борьба с общим врагом сменилась холодной войной, с началом которой бывшие союзники стали смотреть друг на друга сквозь прорезь прицела. 

«Поразительно быстро» – это, однако, лишь на взгляд современников Великой Победы, не ведавших о секретах большой политики. На самом деле подготовка Запада к противостоянию с СССР началась еще в разгар Второй мировой войны. На это был нацелен, в частности, план «Рэнкин», разработанный штабами союзных войск в 1943 г. и предусматривавший, в случае если после высадки англо-американских войск в Западной Европе восточный фронт немцев начнет рушиться под ударами Красной армии, принять капитуляцию вермахта на западе и с его помощью остановить продвижение советских войск в Германию. Или намерение У. Черчилля развязать войну против СССР по плану экстренной операции «Немыслимое». Или второе рождение летом 1945 г. плана «Рэнкин»: совместный замысел англо-американцев использовать в случае военного столкновения с Красной армией неразоруженные части вермахта. 

Советская сторона была абсолютно права, заявив на одном из заседаний Контрольного совета по управлению Германией, что история знает мало примеров подобного вероломства и измены союзническим обязательствам. Фельдмаршал Б. Монтгомери, входивший в состав Контрольного совета со стороны Великобритании, поначалу попытался отвести обвинение, прозвучавшее в выступлении Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, но затем был вынужден подтвердить факт существования плана «Рэнкин». Сделал он это после того, как Черчилль на одном из избирательных митингов заявил: да, приказ собирать немецкое оружие и готовить части вермахта, сдавшиеся ранее в плен, для возможных совместных действий против Красной армии он действительно отдал.

Что касается Г. Трумэна, сменившего Ф. Рузвельта на посту президента, то он, как и Черчилль, счел возможным взять жесткий тон по отношению к советскому союзнику, не дожидаясь окончания войны. Приехавшему в апреле 1945 г. в США наркому иностранных дел В.М. Молотову он высказал резкие упреки в отсутствии прогресса в решении польского вопроса. В качестве меры давления Трумэн избрал угрозу прекращения поставок по ленд-лизу (чем не экономические санкции образца 2014–2015 годов?).

Присутствовавший на встрече посол США в Москве А. Гарриман позднее вспоминал: «Я сожалел, что Трумэн так жестко подошел к делу. Его поведение давало Молотову основание сообщить Сталину, что от политики Рузвельта отходят». Гарриман смягчил оценку ситуации: смена вех стала к тому моменту свершившимся фактом. Политическая мысль в Вашингтоне все больше вращалась вокруг идеи столкновения с СССР. В составленном в середине мая 1945 г. меморандуме исполнявший обязанности государственного секретаря США Дж. Грю призывал «немедленно ужесточить» американскую политику по отношению к Советскому Союзу по всем линиям. Он утверждал, что «гораздо лучше и надежнее иметь столкновение прежде, чем Россия сможет провести восстановительные работы и развить свой огромный потенциал военной, экономической и территориальной мощи».

Сторонники политики с позиции силы особенно активизировались после испытания в США и практического применения ими над Японией в августе 1945 г. ядерного оружия. О какой союзнической солидарности могла идти речь, если в самые дни работы Потсдамской конференции для руководителя американской программы создания ядерного оружия генерала Л. Гровса был подготовлен секретный документ «Стратегическая карта некоторых промышленных районов России и Маньчжурии», в котором перечислялись 15 крупнейших городов Советского Союза, начиная с Москвы, как первоочередные цели для бомбардировок. В приложении приводился расчет количества атомных бомб, требуемых для уничтожения каждого из этих городов, с учетом имеющегося опыта Хиросимы и Нагасаки. Например, для поражения Москвы и Ленинграда, по мнению авторов документа, требовалось по шесть атомных бомб, однотипных с той, которая была сброшена на Хиросиму.

К началу 1946 г. в США получила обоснование концепция превентивной атомной войны, которая бы упреждала превращение СССР в ядерную державу. К ее разработке имели прямое отношение в высшей степени авторитетные и хорошо информированные военные и политические деятели – командующий ВВС США генерал Х. Арнольд, бригадный генерал Ф. Эверест, представлявший ВВС в Объединенном комитете военного планирования, командующий авиацией стратегического назначения генерал К. Спаатс, заместитель командующего армейской авиацией, один из авторов плана «ковровых» бомбардировок Германии в годы войны генерал А. Икер и другие. 

В январе 1946 г., выступая в комиссии по атомной энергии, созданной Трумэном, генерал Л. Гровс заявил, что видит только два альтернативных варианта поведения для США, если они хотят сохранить монополию на ядерное оружие: «Либо мы должны иметь не содержащее никаких инотолкований реалистическое и обязательное для всех международное соглашение, обеспечивающее запрещение атомного оружия, либо мы и наши надежные союзники должны иметь эксклюзивное превосходство в этой области». Это означало, что если Советский Союз отвергнет предложенный США план международного контроля над атомным оружием, то Соединенные Штаты готовы нанести превентивный удар по советским центрам ядерных исследований с тем, чтобы раз и навсегда гарантировать своё «эксклюзивное превосходство». Действовать генерал Гровс предлагал следующим образом: предъявить Москве ультиматум с требованием прекращения научных исследований и производства ядерного оружия, а в случае отказа принять ультиматум – нанести по СССР сокрушительный ядерный удар. 

Наиболее развернутое обоснование превентивной ядерной войны дал политолог из Гарвардского университета Дж. Бюрнхейм, предложивший исходить из того, что третья мировая война уже началась. А раз так, то атомная бомбардировка СССР должна рассматриваться как новая фаза военных действий, столь же оправданных, как бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. 

Все подобные идеи нашли яркое отражение в директиве Совета национальной безопасности США № 20/1 от 18 августа 1948 г. «Цели США в отношении России», которая на несколько десятилетий предопределила конфронтацию Америки с Советским Союзом. 

Текст директивы гласил: «Правительство вынуждено в интересах развернувшейся ныне политической войны наметить уже теперь, в мирное время, более определенные и воинственные цели в отношении России, чем было необходимо в отношении Германии и Японии еще до начала военных действий с ними...» 

Предельно ясно формулировались и основные цели войны Запада против СССР: «...а) свести до минимума мощь и влияние Москвы; б) провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России...» «Речь идет, прежде всего, о том, – подчеркивалось в директиве, – чтобы сделать и держать Советский Союз слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля».

Большую важность представляет признание составителей директивы № 20/1 в том, что их претензии на контроль над политикой Советского Союза и над его территорией в случае оккупации СССР носят не идеологический, а геополитический характер: «Какие цели мы должны преследовать в отношении любой не коммунистической власти, которая может возникнуть на части или всей русской территории в результате событий войны?.. Мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и номинально дружественный к нам режим: а) не имел большой военной мощи; б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира...»

 

* * *

 

Итак, в Вашингтоне задумывались над тем, как «провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России...», ещё семь десятилетий назад. Не ту ли задачу пытаются сегодня решить политические наследники Трумэна и Даллеса? Да, задача всё та же: не позволить России стать сильной. Не откажешь в наблюдательности главе российского МИД С. Лаврова, заявившего в ноябре прошлого года: Запад не скрывает, что цель антироссийских санкций - смена политического режима в России. 

Не надо думать, что это реакция на Крым и Донбасс. Это проявление имманентно присущего западной цивилизации стремления если и позволить России существовать, то лишь в качестве государства, «слабого в политическом, военном и психологическом отношениях».

 
Метки: США Россия СССР Великобритания Восточная Европа
 

 
Рейтинг: 5.0 (63)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Дмитрий СЕДОВ

Германия. Готовимся к худшему

...У многих немцев появилось беспокойное чувство, что правительство в пожарном порядке готовит общественность к новым атакам международных террористов... Заканчивается жаркое лето, а вместе с ним из жизни Германии уходит ощущение безопасного и нестеснённого существования. Появление сирен на столбах, табличек «Бомбоубежище» и настойчивые напоминания властей о «запасах продуктов на случай катастрофы» придают жизни совершенно новую окраску...

26.08.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Юрий РУБЦОВ

Доктор исторических наук, профессор Военного университета Министерства обороны РФ


все статьи